Standard

О правовой природе норм, унифицированных посредством международного договора. / Бахин, Сергей Владимирович.

в: Российский ежегодник международного права, № 1999, 1999, стр. 45-65.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Бахин, СВ 1999, 'О правовой природе норм, унифицированных посредством международного договора', Российский ежегодник международного права, № 1999, стр. 45-65.

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{6e2709bc39b040fca93e54a52fabeb23,
title = "О правовой природе норм, унифицированных посредством международного договора",
abstract = " В статье рассматривается проблема, которая долгое время является предметом дискуссий среди специалистов: какова правовая природа норм, создаваемых в процессе унификации. Существует несколько точек зрения по этому вопросу. Названные нормы либо объявляют составной частью международного права, либо рассматривают лишь как модель для национального законодательства, а подчас трактуют соглашения по унификации как комплексный механизм, содержащий нормы международного и национального права. Между тем наиболее распространена точка зрения о внутригосударственной природе унифицированных норм. Согласно этой концепции, созданные в результате унификации нормы после их трансформации в национальное право становятся составной частью правовых систем стран–участниц конвенции. При этом унифицированные нормы не сливаются с другими внутригосударственными нормами, а представляют собой особого рода нормы, составляющие специальный раздел национального права. Однако подобный подход противоречит как качественным характеристикам анализируемых норм, однозначно указывающим на их международно-правовую природу, так и прямым указаниям, содержащимся в самих конвенциях по унификации. Во многие международные конвенции (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров 1983 г., Конвенция о международных простых и переводных векселях 1988 г., Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г., Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 г. и др. ) включено правило, согласно которому: «При толковании настоящей конвенции надлежит учитывать ее международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия в ее применении и соблюдению добросовестности в международной торговле» (выделено нами – С.Б.). Следует различать два принципиально различных механизма договорной унификации – прямую и косвенную унификацию. В первом случае в международном соглашении формулируются готовые к применению правовые нормы, специально предназначенные для регулирования отношений в сфере действия национального правопорядка. Такие нормы всегда являются самоисполнимыми, т.е. не требуют какой-либо расшифровки или уточнения их текста в национальном законодательстве и предназначены для того, чтобы заменить применительно к определенному кругу отношений нормы национального права. Во втором случае в международном договоре в самом общем виде определяется содержание унифицируемой нормы и предусматривается, что государства–участники договора сформулируют эту норму в своем национальном законодательстве самостоятельно с соблюдением условий, обозначенных в договоре. Возможность двух разных способов унификации объясняет существующие среди специалистов разногласия в определении сущности этого процесса. По мнению одних авторов, при унификации создается единая унифицированная норма (т.е. одна норма), другие же считают, что унификация – это создание единообразных норм (т.е. нескольких сходных норм). Однако получается, что никакого противоречия нет – унификация может происходить как в той, так и в другой форме. При косвенной унификации создается несколько единообразных норм внутригосударственного права, в то время как при прямой унификации возникает единая, но международная норма. Для выполнения своих обязательств по международному договору, содержащему самоисполнимые нормы (т.е. по договору о прямой унификации), государство должно привести в действие эти нормы в пределах своей территории, придать им такую же юридическую силу, как и положениям своего национального права. Этот процесс получил наименование трансформации. Однако трансформация понимается подчас в том смысле, что норма международного договора должна быть преобразована в норму национального права. На самом деле применение международно-правовых норм в сфере действия национального правопорядка должно быть лишь опосредовано волеизъявлением данного государства в той форме, которая предусмотрена его законодательством. Согласие государства на действие в пределах его юрисдикции норм международного права означает не превращение их в национальные нормы, а придание международным нормам той же юридической силы, какую имеют собственные правовые нормы государства. О международно-правовой природе прямых унифицированных норм свидетельствует следующее: 1. Эти нормы являются неотъемлемой составной частью соответствующего международного договора. Договор, даже после того, как он включается в правовую систему конкретного государства, представляет собой самостоятельную обособленную единицу внутри этого права. 2. Формой (в формально-юридическом смысле), в которой существуют прямые унифицированные нормы, является международный договор. Законодательство России (как и законодательство бывшего СССР) не требует обязательного воспроизведения унифицированных норм в национальных нормативных актах. 3. На основе норм международного, а не национального права разрешается вопрос о действии норм унификационных договоров во времени. Временные рамки действия международного договора определяются, как правило, в самом договоре. 4. Договорным происхождением определяется действие унифицированных норм в пространстве. 5. Положениями самого международного договора, а не внутренним правом, определяется сфера применения унификационного договора. Чаще всего подобные соглашения распространяются лишь на отношения, возникающие в международном обороте. 6. Рассматриваемые нормы должны толковаться как нормы международного, а не внутригосударственного права. Следовательно, в действие вступают положения международного права, относящиеся к толкованию международных договоров. Кроме того, в международном договоре могут содержаться термины и понятия, либо вообще не известные данной правовой системе, либо известные под другим наименованием или с иным содержанием. Естественно, что такие термины и понятия будут толковаться и применяться в рамках того смысла, который придан им в международном договоре. 7. Главная идея унификации состоит в том, что унифицированные нормы должны заменить национальное право в регулировании отношений с иностранным или международным элементом. Но поскольку применяются такие нормы к отношениям, вытекающим из гражданского оборота, которые на протяжении многих столетий регулировались на основе национальных предписаний, совершенно неизбежно возникает опасность понимания унифицированных норм как составной части государственной системы регулирования. Итак, в результате заключения унификационного соглашения во внутригосударственном праве участвующих в нем государств появляются совершенно особые нормы, которые с санкции государства осуществляют регулирующее воздействие в пределах его юрисдикции. Однако по всем своим характеристикам – порядку создания, изменения, введения в действие, обеспечения осуществления, а главное толкования – они не утрачивают связи с международно-правовой системой, оставаясь нормами международного права. В то же время на основе соответствующего волеизъявления государств-участников эти нормы начинают действовать на их территории так же, как и их собственные правовые установления. Поэтому мы вправе рассматривать унифицированные нормы как особую категорию норм международного права, специально создаваемых для регулирования определенных отношений в тех государствах, которые решат присоединиться к данному международному соглашению.",
keywords = "Унификация, международное право, национальное право, концепция трансформации, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров 1983 г., Конвенция о международных простых и переводных векселях 1988 г., Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г., Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 г., толкование унификационного договора, самоисполнимые нормы, действие договоров по унификации во времени, пространстве и по кругу лиц.",
author = "Бахин, {Сергей Владимирович}",
note = "Бахин С.В. О правовой природе норм, унифицированных посредством международного договора // Российский ежегодник международного права. 1998-1999. СПб., 1999. С. 45-65. ",
year = "1999",
language = "русский",
pages = "45--65",
journal = "Российский ежегодник международного права",
publisher = "СКФ Россия-Нева",
number = "1999",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - О правовой природе норм, унифицированных посредством международного договора

AU - Бахин, Сергей Владимирович

N1 - Бахин С.В. О правовой природе норм, унифицированных посредством международного договора // Российский ежегодник международного права. 1998-1999. СПб., 1999. С. 45-65.

PY - 1999

Y1 - 1999

N2 - В статье рассматривается проблема, которая долгое время является предметом дискуссий среди специалистов: какова правовая природа норм, создаваемых в процессе унификации. Существует несколько точек зрения по этому вопросу. Названные нормы либо объявляют составной частью международного права, либо рассматривают лишь как модель для национального законодательства, а подчас трактуют соглашения по унификации как комплексный механизм, содержащий нормы международного и национального права. Между тем наиболее распространена точка зрения о внутригосударственной природе унифицированных норм. Согласно этой концепции, созданные в результате унификации нормы после их трансформации в национальное право становятся составной частью правовых систем стран–участниц конвенции. При этом унифицированные нормы не сливаются с другими внутригосударственными нормами, а представляют собой особого рода нормы, составляющие специальный раздел национального права. Однако подобный подход противоречит как качественным характеристикам анализируемых норм, однозначно указывающим на их международно-правовую природу, так и прямым указаниям, содержащимся в самих конвенциях по унификации. Во многие международные конвенции (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров 1983 г., Конвенция о международных простых и переводных векселях 1988 г., Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г., Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 г. и др. ) включено правило, согласно которому: «При толковании настоящей конвенции надлежит учитывать ее международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия в ее применении и соблюдению добросовестности в международной торговле» (выделено нами – С.Б.). Следует различать два принципиально различных механизма договорной унификации – прямую и косвенную унификацию. В первом случае в международном соглашении формулируются готовые к применению правовые нормы, специально предназначенные для регулирования отношений в сфере действия национального правопорядка. Такие нормы всегда являются самоисполнимыми, т.е. не требуют какой-либо расшифровки или уточнения их текста в национальном законодательстве и предназначены для того, чтобы заменить применительно к определенному кругу отношений нормы национального права. Во втором случае в международном договоре в самом общем виде определяется содержание унифицируемой нормы и предусматривается, что государства–участники договора сформулируют эту норму в своем национальном законодательстве самостоятельно с соблюдением условий, обозначенных в договоре. Возможность двух разных способов унификации объясняет существующие среди специалистов разногласия в определении сущности этого процесса. По мнению одних авторов, при унификации создается единая унифицированная норма (т.е. одна норма), другие же считают, что унификация – это создание единообразных норм (т.е. нескольких сходных норм). Однако получается, что никакого противоречия нет – унификация может происходить как в той, так и в другой форме. При косвенной унификации создается несколько единообразных норм внутригосударственного права, в то время как при прямой унификации возникает единая, но международная норма. Для выполнения своих обязательств по международному договору, содержащему самоисполнимые нормы (т.е. по договору о прямой унификации), государство должно привести в действие эти нормы в пределах своей территории, придать им такую же юридическую силу, как и положениям своего национального права. Этот процесс получил наименование трансформации. Однако трансформация понимается подчас в том смысле, что норма международного договора должна быть преобразована в норму национального права. На самом деле применение международно-правовых норм в сфере действия национального правопорядка должно быть лишь опосредовано волеизъявлением данного государства в той форме, которая предусмотрена его законодательством. Согласие государства на действие в пределах его юрисдикции норм международного права означает не превращение их в национальные нормы, а придание международным нормам той же юридической силы, какую имеют собственные правовые нормы государства. О международно-правовой природе прямых унифицированных норм свидетельствует следующее: 1. Эти нормы являются неотъемлемой составной частью соответствующего международного договора. Договор, даже после того, как он включается в правовую систему конкретного государства, представляет собой самостоятельную обособленную единицу внутри этого права. 2. Формой (в формально-юридическом смысле), в которой существуют прямые унифицированные нормы, является международный договор. Законодательство России (как и законодательство бывшего СССР) не требует обязательного воспроизведения унифицированных норм в национальных нормативных актах. 3. На основе норм международного, а не национального права разрешается вопрос о действии норм унификационных договоров во времени. Временные рамки действия международного договора определяются, как правило, в самом договоре. 4. Договорным происхождением определяется действие унифицированных норм в пространстве. 5. Положениями самого международного договора, а не внутренним правом, определяется сфера применения унификационного договора. Чаще всего подобные соглашения распространяются лишь на отношения, возникающие в международном обороте. 6. Рассматриваемые нормы должны толковаться как нормы международного, а не внутригосударственного права. Следовательно, в действие вступают положения международного права, относящиеся к толкованию международных договоров. Кроме того, в международном договоре могут содержаться термины и понятия, либо вообще не известные данной правовой системе, либо известные под другим наименованием или с иным содержанием. Естественно, что такие термины и понятия будут толковаться и применяться в рамках того смысла, который придан им в международном договоре. 7. Главная идея унификации состоит в том, что унифицированные нормы должны заменить национальное право в регулировании отношений с иностранным или международным элементом. Но поскольку применяются такие нормы к отношениям, вытекающим из гражданского оборота, которые на протяжении многих столетий регулировались на основе национальных предписаний, совершенно неизбежно возникает опасность понимания унифицированных норм как составной части государственной системы регулирования. Итак, в результате заключения унификационного соглашения во внутригосударственном праве участвующих в нем государств появляются совершенно особые нормы, которые с санкции государства осуществляют регулирующее воздействие в пределах его юрисдикции. Однако по всем своим характеристикам – порядку создания, изменения, введения в действие, обеспечения осуществления, а главное толкования – они не утрачивают связи с международно-правовой системой, оставаясь нормами международного права. В то же время на основе соответствующего волеизъявления государств-участников эти нормы начинают действовать на их территории так же, как и их собственные правовые установления. Поэтому мы вправе рассматривать унифицированные нормы как особую категорию норм международного права, специально создаваемых для регулирования определенных отношений в тех государствах, которые решат присоединиться к данному международному соглашению.

AB - В статье рассматривается проблема, которая долгое время является предметом дискуссий среди специалистов: какова правовая природа норм, создаваемых в процессе унификации. Существует несколько точек зрения по этому вопросу. Названные нормы либо объявляют составной частью международного права, либо рассматривают лишь как модель для национального законодательства, а подчас трактуют соглашения по унификации как комплексный механизм, содержащий нормы международного и национального права. Между тем наиболее распространена точка зрения о внутригосударственной природе унифицированных норм. Согласно этой концепции, созданные в результате унификации нормы после их трансформации в национальное право становятся составной частью правовых систем стран–участниц конвенции. При этом унифицированные нормы не сливаются с другими внутригосударственными нормами, а представляют собой особого рода нормы, составляющие специальный раздел национального права. Однако подобный подход противоречит как качественным характеристикам анализируемых норм, однозначно указывающим на их международно-правовую природу, так и прямым указаниям, содержащимся в самих конвенциях по унификации. Во многие международные конвенции (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров 1983 г., Конвенция о международных простых и переводных векселях 1988 г., Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г., Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 г. и др. ) включено правило, согласно которому: «При толковании настоящей конвенции надлежит учитывать ее международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия в ее применении и соблюдению добросовестности в международной торговле» (выделено нами – С.Б.). Следует различать два принципиально различных механизма договорной унификации – прямую и косвенную унификацию. В первом случае в международном соглашении формулируются готовые к применению правовые нормы, специально предназначенные для регулирования отношений в сфере действия национального правопорядка. Такие нормы всегда являются самоисполнимыми, т.е. не требуют какой-либо расшифровки или уточнения их текста в национальном законодательстве и предназначены для того, чтобы заменить применительно к определенному кругу отношений нормы национального права. Во втором случае в международном договоре в самом общем виде определяется содержание унифицируемой нормы и предусматривается, что государства–участники договора сформулируют эту норму в своем национальном законодательстве самостоятельно с соблюдением условий, обозначенных в договоре. Возможность двух разных способов унификации объясняет существующие среди специалистов разногласия в определении сущности этого процесса. По мнению одних авторов, при унификации создается единая унифицированная норма (т.е. одна норма), другие же считают, что унификация – это создание единообразных норм (т.е. нескольких сходных норм). Однако получается, что никакого противоречия нет – унификация может происходить как в той, так и в другой форме. При косвенной унификации создается несколько единообразных норм внутригосударственного права, в то время как при прямой унификации возникает единая, но международная норма. Для выполнения своих обязательств по международному договору, содержащему самоисполнимые нормы (т.е. по договору о прямой унификации), государство должно привести в действие эти нормы в пределах своей территории, придать им такую же юридическую силу, как и положениям своего национального права. Этот процесс получил наименование трансформации. Однако трансформация понимается подчас в том смысле, что норма международного договора должна быть преобразована в норму национального права. На самом деле применение международно-правовых норм в сфере действия национального правопорядка должно быть лишь опосредовано волеизъявлением данного государства в той форме, которая предусмотрена его законодательством. Согласие государства на действие в пределах его юрисдикции норм международного права означает не превращение их в национальные нормы, а придание международным нормам той же юридической силы, какую имеют собственные правовые нормы государства. О международно-правовой природе прямых унифицированных норм свидетельствует следующее: 1. Эти нормы являются неотъемлемой составной частью соответствующего международного договора. Договор, даже после того, как он включается в правовую систему конкретного государства, представляет собой самостоятельную обособленную единицу внутри этого права. 2. Формой (в формально-юридическом смысле), в которой существуют прямые унифицированные нормы, является международный договор. Законодательство России (как и законодательство бывшего СССР) не требует обязательного воспроизведения унифицированных норм в национальных нормативных актах. 3. На основе норм международного, а не национального права разрешается вопрос о действии норм унификационных договоров во времени. Временные рамки действия международного договора определяются, как правило, в самом договоре. 4. Договорным происхождением определяется действие унифицированных норм в пространстве. 5. Положениями самого международного договора, а не внутренним правом, определяется сфера применения унификационного договора. Чаще всего подобные соглашения распространяются лишь на отношения, возникающие в международном обороте. 6. Рассматриваемые нормы должны толковаться как нормы международного, а не внутригосударственного права. Следовательно, в действие вступают положения международного права, относящиеся к толкованию международных договоров. Кроме того, в международном договоре могут содержаться термины и понятия, либо вообще не известные данной правовой системе, либо известные под другим наименованием или с иным содержанием. Естественно, что такие термины и понятия будут толковаться и применяться в рамках того смысла, который придан им в международном договоре. 7. Главная идея унификации состоит в том, что унифицированные нормы должны заменить национальное право в регулировании отношений с иностранным или международным элементом. Но поскольку применяются такие нормы к отношениям, вытекающим из гражданского оборота, которые на протяжении многих столетий регулировались на основе национальных предписаний, совершенно неизбежно возникает опасность понимания унифицированных норм как составной части государственной системы регулирования. Итак, в результате заключения унификационного соглашения во внутригосударственном праве участвующих в нем государств появляются совершенно особые нормы, которые с санкции государства осуществляют регулирующее воздействие в пределах его юрисдикции. Однако по всем своим характеристикам – порядку создания, изменения, введения в действие, обеспечения осуществления, а главное толкования – они не утрачивают связи с международно-правовой системой, оставаясь нормами международного права. В то же время на основе соответствующего волеизъявления государств-участников эти нормы начинают действовать на их территории так же, как и их собственные правовые установления. Поэтому мы вправе рассматривать унифицированные нормы как особую категорию норм международного права, специально создаваемых для регулирования определенных отношений в тех государствах, которые решат присоединиться к данному международному соглашению.

KW - Унификация, международное право, национальное право, концепция трансформации, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров 1983 г., Конвенция о международных п

M3 - статья

SP - 45

EP - 65

JO - Российский ежегодник международного права

JF - Российский ежегодник международного права

IS - 1999

ER -

ID: 74670824