Рост в последние годы внимания исследователей к явлениям эстетической отзывчивости и эстетической восприимчивости, выходящий за пределы тех областей, в рамках которых эти понятия традиционно использовались (психологическая эстетика, сихология искусства, психология творчества), свидетельствует об актуальности проблематики и значимости разработки вопросов, относимых к сфере эстетического отношения к миру как ресурсу личности в сложном современном мире. Существенным препятствием на пути продвижения психологического познания в этой области является отсутствие дифференцированного понятийного аппарата. Цель настоящей статьи
состоит в анализе содержания данных понятий, формирующихся в общем психологическом дискурсе и используемых в настоящее время как синонимы. Поставленная цель и ограниченный объем статьи исключают возможность погружения в дискурсы отдельных областей и отраслей психологии, таких как психология искусства и психология творчества.
Эстетическая отзывчивость/восприимчивость рассматривается как чувствитель-
ность к особому трудно формализуемому аспекту объективной действительности –
«красоте». Это свойство, которое может быть присуще как художнику и музыканту, так и слушателю и зрителю, может проявляться и при соприкосновении с искусством, и по отношению к природе. Эстетическая отзывчивость/восприимчивость может проявляться во всем диапазоне психического отражения, от сенсорики (красота цвета или звука) до мышления (красота теорий, идей, поэзии). Сложившаяся в литературе традиция выделения и даже противопоставления эмоционально-реактивных и когнитивных аспектов эстетической отзывчивости/восприимчивости на фоне наблюдаемого роста числа
работ и их теоретико-методологического разнообразия делает целесообразным разделить указанные понятия, используя одно для обозначения способности эстетического суждения, т.е. когнитивного компонента, а другое – для обозначения эмоционального переживания прекрасного. В статье предлагаются определения эстетической отзывчивости и эстетической восприимчивости.