Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
ДИАЛОГ "ФИЛЕБ" В КОНТЕКСТЕ ПЛАТОНОВСКОЙ АПОФАТИКИ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. / Светлов, Роман Викторович.
в: ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, Том 21, № 2, 15.12.2024, стр. 41-53.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - ДИАЛОГ "ФИЛЕБ" В КОНТЕКСТЕ ПЛАТОНОВСКОЙ АПОФАТИКИ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
AU - Светлов, Роман Викторович
N1 - Богомолов А.В., Светлов Р.В. ДИАЛОГ "ФИЛЕБ" В КОНТЕКСТЕ ПЛАТОНОВСКОЙ АПОФАТИКИ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. // Платоновские исследования. 2024. Т. 21. № 2. С. 41-53.
PY - 2024/12/15
Y1 - 2024/12/15
N2 - Реконструкция платоновской апофатики предполагает ответ на вопрос о взаимосвязи трактовок апофатического в различных диалогах. В диалоге «Филеб» апофазис представлен в нескольких аспектах. Одним из ключевых понятийявляется «беспредельное» (apeiron), которое имеет семантические коннотации с платоновской концепцией ничто, представленной в «Софисте». Источниками платоновской интерпретации беспредельного являются трактовки Анаксимандра, Анаксимена, Филолая и, как показывается впервые, учение о двух видах пустоты в философии атомистов. Иным аспектом рецепции идей досократиков в диалоге является влияние философии Парменида. Акцент на апофатическом в поэме очевиден, поскольку она и имплицитно, и эксплицитно содержит диалектику бытия и небытия, которая, в свою очередь, служит одной из предпосылок как понимания ничто в «Софисте», так и рассуждений о благе и удовольствии в «Филебе». Важной также является проблема «третьего пути» в тексте «Поэмы» Парменида. В «Филебе» виден тот же методологический инструментарий, что и в «Софисте»: разумение и благо требуют для своего существования чего-то иного. Следовательно, «беспредельное» в «Филебе» имеет своими предпосылками и досократическую апофатику.
AB - Реконструкция платоновской апофатики предполагает ответ на вопрос о взаимосвязи трактовок апофатического в различных диалогах. В диалоге «Филеб» апофазис представлен в нескольких аспектах. Одним из ключевых понятийявляется «беспредельное» (apeiron), которое имеет семантические коннотации с платоновской концепцией ничто, представленной в «Софисте». Источниками платоновской интерпретации беспредельного являются трактовки Анаксимандра, Анаксимена, Филолая и, как показывается впервые, учение о двух видах пустоты в философии атомистов. Иным аспектом рецепции идей досократиков в диалоге является влияние философии Парменида. Акцент на апофатическом в поэме очевиден, поскольку она и имплицитно, и эксплицитно содержит диалектику бытия и небытия, которая, в свою очередь, служит одной из предпосылок как понимания ничто в «Софисте», так и рассуждений о благе и удовольствии в «Филебе». Важной также является проблема «третьего пути» в тексте «Поэмы» Парменида. В «Филебе» виден тот же методологический инструментарий, что и в «Софисте»: разумение и благо требуют для своего существования чего-то иного. Следовательно, «беспредельное» в «Филебе» имеет своими предпосылками и досократическую апофатику.
KW - Апофатизм, Платон, небытие, "Филеб", "Софист"
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75137203
U2 - 10.25985/PI.21.2.02
DO - 10.25985/PI.21.2.02
M3 - статья
VL - 21
SP - 41
EP - 53
JO - ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
JF - ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
SN - 2410-3047
IS - 2
ER -
ID: 136109374