Standard

ДИАЛОГ "ФИЛЕБ" В КОНТЕКСТЕ ПЛАТОНОВСКОЙ АПОФАТИКИ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. / Светлов, Роман Викторович.

в: ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, Том 21, № 2, 15.12.2024, стр. 41-53.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{5b5417b89d8c41c7a45cc124c173345f,
title = "ДИАЛОГ {"}ФИЛЕБ{"} В КОНТЕКСТЕ ПЛАТОНОВСКОЙ АПОФАТИКИ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ",
abstract = "Реконструкция платоновской апофатики предполагает ответ на вопрос о взаимосвязи трактовок апофатического в различных диалогах. В диалоге «Филеб» апофазис представлен в нескольких аспектах. Одним из ключевых понятийявляется «беспредельное» (apeiron), которое имеет семантические коннотации с платоновской концепцией ничто, представленной в «Софисте». Источниками платоновской интерпретации беспредельного являются трактовки Анаксимандра, Анаксимена, Филолая и, как показывается впервые, учение о двух видах пустоты в философии атомистов. Иным аспектом рецепции идей досократиков в диалоге является влияние философии Парменида. Акцент на апофатическом в поэме очевиден, поскольку она и имплицитно, и эксплицитно содержит диалектику бытия и небытия, которая, в свою очередь, служит одной из предпосылок как понимания ничто в «Софисте», так и рассуждений о благе и удовольствии в «Филебе». Важной также является проблема «третьего пути» в тексте «Поэмы» Парменида. В «Филебе» виден тот же методологический инструментарий, что и в «Софисте»: разумение и благо требуют для своего существования чего-то иного. Следовательно, «беспредельное» в «Филебе» имеет своими предпосылками и досократическую апофатику.",
keywords = "Апофатизм, Платон, небытие, {"}Филеб{"}, {"}Софист{"}",
author = "Светлов, {Роман Викторович}",
note = "Богомолов А.В., Светлов Р.В. ДИАЛОГ {"}ФИЛЕБ{"} В КОНТЕКСТЕ ПЛАТОНОВСКОЙ АПОФАТИКИ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. // Платоновские исследования. 2024. Т. 21. № 2. С. 41-53.",
year = "2024",
month = dec,
day = "15",
doi = "10.25985/PI.21.2.02",
language = "русский",
volume = "21",
pages = "41--53",
journal = "ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ",
issn = "2410-3047",
publisher = "Plato Philosophical Society",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ДИАЛОГ "ФИЛЕБ" В КОНТЕКСТЕ ПЛАТОНОВСКОЙ АПОФАТИКИ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

AU - Светлов, Роман Викторович

N1 - Богомолов А.В., Светлов Р.В. ДИАЛОГ "ФИЛЕБ" В КОНТЕКСТЕ ПЛАТОНОВСКОЙ АПОФАТИКИ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. // Платоновские исследования. 2024. Т. 21. № 2. С. 41-53.

PY - 2024/12/15

Y1 - 2024/12/15

N2 - Реконструкция платоновской апофатики предполагает ответ на вопрос о взаимосвязи трактовок апофатического в различных диалогах. В диалоге «Филеб» апофазис представлен в нескольких аспектах. Одним из ключевых понятийявляется «беспредельное» (apeiron), которое имеет семантические коннотации с платоновской концепцией ничто, представленной в «Софисте». Источниками платоновской интерпретации беспредельного являются трактовки Анаксимандра, Анаксимена, Филолая и, как показывается впервые, учение о двух видах пустоты в философии атомистов. Иным аспектом рецепции идей досократиков в диалоге является влияние философии Парменида. Акцент на апофатическом в поэме очевиден, поскольку она и имплицитно, и эксплицитно содержит диалектику бытия и небытия, которая, в свою очередь, служит одной из предпосылок как понимания ничто в «Софисте», так и рассуждений о благе и удовольствии в «Филебе». Важной также является проблема «третьего пути» в тексте «Поэмы» Парменида. В «Филебе» виден тот же методологический инструментарий, что и в «Софисте»: разумение и благо требуют для своего существования чего-то иного. Следовательно, «беспредельное» в «Филебе» имеет своими предпосылками и досократическую апофатику.

AB - Реконструкция платоновской апофатики предполагает ответ на вопрос о взаимосвязи трактовок апофатического в различных диалогах. В диалоге «Филеб» апофазис представлен в нескольких аспектах. Одним из ключевых понятийявляется «беспредельное» (apeiron), которое имеет семантические коннотации с платоновской концепцией ничто, представленной в «Софисте». Источниками платоновской интерпретации беспредельного являются трактовки Анаксимандра, Анаксимена, Филолая и, как показывается впервые, учение о двух видах пустоты в философии атомистов. Иным аспектом рецепции идей досократиков в диалоге является влияние философии Парменида. Акцент на апофатическом в поэме очевиден, поскольку она и имплицитно, и эксплицитно содержит диалектику бытия и небытия, которая, в свою очередь, служит одной из предпосылок как понимания ничто в «Софисте», так и рассуждений о благе и удовольствии в «Филебе». Важной также является проблема «третьего пути» в тексте «Поэмы» Парменида. В «Филебе» виден тот же методологический инструментарий, что и в «Софисте»: разумение и благо требуют для своего существования чего-то иного. Следовательно, «беспредельное» в «Филебе» имеет своими предпосылками и досократическую апофатику.

KW - Апофатизм, Платон, небытие, "Филеб", "Софист"

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75137203

U2 - 10.25985/PI.21.2.02

DO - 10.25985/PI.21.2.02

M3 - статья

VL - 21

SP - 41

EP - 53

JO - ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

JF - ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

SN - 2410-3047

IS - 2

ER -

ID: 136109374