Standard

Российская наука о народе: от эволюционизма к феноменологии. / Адоньева, Светлана Борисовна.

в: ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, Том 20, № 4, 2019, стр. 159-172.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Адоньева, СБ 2019, 'Российская наука о народе: от эволюционизма к феноменологии', ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, Том. 20, № 4, стр. 159-172.

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{51184821038f4681a6c3034fd62f31fd,
title = "Российская наука о народе: от эволюционизма к феноменологии",
abstract = "В статье анализируется динамика отношений субъекта и объекта в отечественной фольклористике и этнографии советского и постсоветского времени. Дореволюционная фольклористика занимались исследованиями определенного сословия - крестьянства. Ни один из ученых не был частью того жизненного мира, который он исследовал. Интерес к культуре крестьянства был определен тем, что они представлялись хранителями знаний ушедших эпох. С 1917 года народом называют все население страны, но исследуют сельское население. Обычаи этой социальной группы определялись в категориях национального наследия, в то время как крестьянство как социальная группа подвергалась последовательному уничтожению. Структурно-типологический подход фольклористики и этнографии 1960-70х гг. дал возможность рассматривать мифологию, фольклор и ритуалы в их связи, избегая эволюционистской риторики, но его применение не порывало с привычкой отчуждать знание от тех, кто этим знанием пользуется. Рефлексия относительно субъективной позиции ученого и готовность признать иные типы субъективности определили поиск новых методов, предпринятый в 1980-1990 годы Т. А. Бернштам. Своим объектом исследовательница сделала феноменальный мир крестьянства, представленный в тех категориях, посредством которых он созидается и удерживается участниками этого мира. Феноменологический сдвиг позволяет увидеть в информантах, с которыми фольклорист и этнограф встречаются в поле, собеседников, которые тебя тоже видят, такого, какой ты есть, мужчина или женщина, молодой или старый, открытый или нет. Признание мира другого позволяет признать свою собственную субъективность, в отношении которой и в зависимости от которой твой собеседник раскрывается, рассказывая о своем опыте или толкуя тебе твой. ",
keywords = "субъект и объект фольклористики и этнографии, народ, эволюционизм, феноменологический подход, эволюционизм, субъект и объект исследования",
author = "Адоньева, {Светлана Борисовна}",
year = "2019",
language = "русский",
volume = "20",
pages = "159--172",
journal = "Традиционная культура",
issn = "2410-6658",
publisher = "Государственный Российский Дом народного творчества имени В. Д. Поленова",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Российская наука о народе: от эволюционизма к феноменологии

AU - Адоньева, Светлана Борисовна

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - В статье анализируется динамика отношений субъекта и объекта в отечественной фольклористике и этнографии советского и постсоветского времени. Дореволюционная фольклористика занимались исследованиями определенного сословия - крестьянства. Ни один из ученых не был частью того жизненного мира, который он исследовал. Интерес к культуре крестьянства был определен тем, что они представлялись хранителями знаний ушедших эпох. С 1917 года народом называют все население страны, но исследуют сельское население. Обычаи этой социальной группы определялись в категориях национального наследия, в то время как крестьянство как социальная группа подвергалась последовательному уничтожению. Структурно-типологический подход фольклористики и этнографии 1960-70х гг. дал возможность рассматривать мифологию, фольклор и ритуалы в их связи, избегая эволюционистской риторики, но его применение не порывало с привычкой отчуждать знание от тех, кто этим знанием пользуется. Рефлексия относительно субъективной позиции ученого и готовность признать иные типы субъективности определили поиск новых методов, предпринятый в 1980-1990 годы Т. А. Бернштам. Своим объектом исследовательница сделала феноменальный мир крестьянства, представленный в тех категориях, посредством которых он созидается и удерживается участниками этого мира. Феноменологический сдвиг позволяет увидеть в информантах, с которыми фольклорист и этнограф встречаются в поле, собеседников, которые тебя тоже видят, такого, какой ты есть, мужчина или женщина, молодой или старый, открытый или нет. Признание мира другого позволяет признать свою собственную субъективность, в отношении которой и в зависимости от которой твой собеседник раскрывается, рассказывая о своем опыте или толкуя тебе твой.

AB - В статье анализируется динамика отношений субъекта и объекта в отечественной фольклористике и этнографии советского и постсоветского времени. Дореволюционная фольклористика занимались исследованиями определенного сословия - крестьянства. Ни один из ученых не был частью того жизненного мира, который он исследовал. Интерес к культуре крестьянства был определен тем, что они представлялись хранителями знаний ушедших эпох. С 1917 года народом называют все население страны, но исследуют сельское население. Обычаи этой социальной группы определялись в категориях национального наследия, в то время как крестьянство как социальная группа подвергалась последовательному уничтожению. Структурно-типологический подход фольклористики и этнографии 1960-70х гг. дал возможность рассматривать мифологию, фольклор и ритуалы в их связи, избегая эволюционистской риторики, но его применение не порывало с привычкой отчуждать знание от тех, кто этим знанием пользуется. Рефлексия относительно субъективной позиции ученого и готовность признать иные типы субъективности определили поиск новых методов, предпринятый в 1980-1990 годы Т. А. Бернштам. Своим объектом исследовательница сделала феноменальный мир крестьянства, представленный в тех категориях, посредством которых он созидается и удерживается участниками этого мира. Феноменологический сдвиг позволяет увидеть в информантах, с которыми фольклорист и этнограф встречаются в поле, собеседников, которые тебя тоже видят, такого, какой ты есть, мужчина или женщина, молодой или старый, открытый или нет. Признание мира другого позволяет признать свою собственную субъективность, в отношении которой и в зависимости от которой твой собеседник раскрывается, рассказывая о своем опыте или толкуя тебе твой.

KW - субъект и объект фольклористики и этнографии, народ, эволюционизм, феноменологический подход

KW - эволюционизм

KW - субъект и объект исследования

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41707753

M3 - статья

VL - 20

SP - 159

EP - 172

JO - Традиционная культура

JF - Традиционная культура

SN - 2410-6658

IS - 4

ER -

ID: 48678530