DOI

Несколько десятилетий назад увлеченный исследователь, ищущий инфор-мацию о руинах современности — структурных последствиях быстрых эконо-мических изменений, — нашел бы относительно мало материалов для рабо-ты. Но сегодня тот же поиск выявляет необычайное усиление академического и общественного интереса к руинам недавнего прошлого и связанным с ними заброшенным пространствам. Авторы статьи включаются в дискуссию и исследуют образы деиндустриализации, которые создаются и распростра-няются в онлайн-сообществах туристов-энтузиастов, путешествующих по заброшенным местам, или, как их иногда называют, городских разведчиков. Цель работы — понять, как посредством любительских фотографий вос-производитсянародная политика взгляда на переставшую использоваться индустриальную инфраструктуру. Народная политика взгляда представля-ет собой означивание и наделение смыслом заброшенных руинизированных пространств при внесении их в кадр и последующей публикации фотографий в социальных медиа. Авторы опираются на идеи архитектора и историка И. де Сола-Моралеса, называющего оставленные людьми пространства «неопределенными» (terrain vague). Фотоизображения неопределенных про-странств играют важную роль в присвоении им значения. Чтобы понять, какие значения формируют народную политику взгляда, авторы используют нет-нографический метод погружения в онлайн-сообщества путешественников во «ВКонтакте» и Telegram и фиксируют повторяющиеся иконографические элементы «заброшки». Деиндустриализация на фотографиях определяется через утрату человека, о котором свидетельствуют следы — вещи и текс-ты прошлого. Человек замещается природой, становящейся новым агентом опустевшего пространства. Авторы обсуждают общность образов, которые воспроизводят фотографы-любители, и медийных клише из популярного кино и видеоигр. Фотографии представляют собой способ объяснения про-странства и пространственного опыта. Но кроме того, как любое другое произведение, фотография передает не только и не столько фактические характеристики изображаемых объектов, благодаря которым мы можем сложить представление о них (в данном случае — о пространствах), но также аффекты, переживания. Так, фотография становится средством, с помощью которого мы формируем ценностные суждения об увиденных местах.
Переведенное названиеVisual Representations of Abandoned Industrial Spaces in Tourist Photos
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)49-68
ЖурналИнтеракция. Интервью. Интерпретация
Том16
Номер выпуска3
DOI
СостояниеОпубликовано - 30 сен 2024

ID: 125654512