Античность знает несколько типов интерпретации мифа: аллегорический, рациональный (критический), прагматический и эвгемерический (исторический). Интересно, что с большинством из них мы можем встретиться в текстах Платона, жившего задолго и до Эвгемера, и до Палефата. В статье рассматривается известные рассуждения Платона о Тамусе и Тевте из «Федра» (274с-275а) и «Филеба» (18b-d), а так же тематически близкое место из «Политика» (274b-d). Показано, что платоновский «эвгемеризм» опирается на внутренние предпосылки и основания в самом учении Платона. Мы имеем в виду платоновскую космологию и представления об истории (кругообращениях Космоса), которые дали Платону возможность говорить о «земных богах». Нравоучительный рассказ о богах Тамусе и Тевте как земных правителях мог стать одной из предпосылок для учения Эвгемера о том, что почитаемые людьми боги - это великие властители древности. Связь учения Платона и Эвгемера можно увидеть не только на основе анализа предания об Атлантиде (оно могло стать моделью для «
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)382-396
ЖурналГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Том33
Номер выпуска3
СостояниеОпубликовано - 2015
Опубликовано для внешнего пользованияДа

    Области исследований

  • Эвгемеризм, Платон, античное толкование мифа, египетский «логос» в «Федре».

ID: 5812730