Компаративная педагогика с середины ХХ века и по настоящее время активно участвует в обучении учащихся в разных странах, в том числе и в России, с все более увеличивающемся количеством мигрантов. При этом выбирается та или иная модель образования, воспитания и обучения. Новая педагогика, исходя из компаративных исследований, обеспечивает объемное взаимодействие образования и культуры, качества образовательных услуг и прогноз его развития. Значимым ресурсом в выполнении этих целей является улучшение подготовки учителя, готового к различным практическим проблемам, обладающего навыками дистантного образования, знающего требования к его качеству и различным философским обоснованиям. В статье дается краткий анализ восьми вариантов демократического образования - элитарного, либерального, неолиберального, совещательного, мультикультуралистского, партисипативного, критического и агонистического. Разные варианты демократического образования отвечают различным (а) онтологическим и эпистемологическим предпосылкам, (б) нормативным подходам к демократии и (в) концепциям взаимосвязи между образованием и политикой. Однако все новации в педагогике стоит сочетать с достижениями прошлых ученых, начиная с Сократа, включая Песталоцци, Ушинского, Монтессори и других. COVID-19 актуализировал дистантное образование в мире, использование онлайн-курсов и всевозможных образовательных технологий. Все новации, которые фиксируются в программах PISA, TIMSS, PIRLS, в конечном итоге, направлены на повышение качества образования. В статье даются примеры неоднозначного понимания обучения и его форм в разных регионах мира: США, Европе, Азии.