В статье представлены результаты сравнительного анализа структуры эмоционального интеллекта (ЭИ) студентов первых курсов экономического (118 человек) и медицинского (119 человек) факультетов СПбГУ (тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо MSCEIT v.2.0, адаптация Е. А. Сергиенко и И. И. Ветровой). Эмоции играют важную роль в процессе обучения и могут как способствовать усвоению учебной информации, так и препятствовать, что, в свою очередь, влияет на дальнейшую профессиональную деятельность. Исходя из представления о том, что студенты в учебной и личной жизни нуждаются в способностях идентифицировать, осознавать, использовать эмоции в решении проблем и сознательно управлять ими, было проведено констатирующее исследование, обусловленное, прежде всего, необходимостью определения соответствия структуры ЭИ студентов задачам, решаемым в ходе реализации профессиональной деятельности по выбранному направлению. Новизна работы заключается в переходе от сравнения ЭИ профессиональных групп студентов в целом к рассмотрению различий выраженности его отдельных компонентов с учетом уровня ЭИ. Было установлено, что большинство студентов имеет средний уровень ЭИ. Общий уровень ЭИ не различается в зависимости от направления. При этом у студентов экономического факультета более развита способность сознательно управлять эмоциями, чем у студентов медицинского (U=5909,5, p=0,035). В результате сравнения студентов двух факультетов с низким, средним и высоким уровнями ЭИ выявлено: в группе студентов-экономистов с низким уровнем лучше сформирована способность использовать эмоции в решении проблем (U=72,5, p=0,093), а также выше общий уровень ЭИ (U=66, p=0,053); у студентов экономического факультета со средним уровнем общий показатель также выше, чем у студентов медицинского (U=1461, р=0,078); между выделяемыми группами с высоким уровнем ЭИ различий не обнаружено. Полученные данные демонстрируют, что уровень развития эмоциональной сферы студентов первого курса соответствует тем требованиям к способностям, которые предъявляются специалисту, и подтверждают гипотезу о более высоком уровне эмоционального интеллекта и его компонентов у студентов-представителей общественных наук. Выявленные структуры ЭИ позволяют осуществить выбор методов и мишени для дальнейшего развития ЭИ у студентов первых курсов экономического и медицинского направлений.