Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Календарь как часть тайного знания в вавилоно-ассирийской традиции. / Емельянов, Владимир Владимирович.
в: Asiatica: труды по философии и культурам Востока, Том 15, № 1, 16.11.2021, стр. 3-26.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Календарь как часть тайного знания в вавилоно-ассирийской традиции
AU - Емельянов, Владимир Владимирович
PY - 2021/11/16
Y1 - 2021/11/16
N2 - В статье рассматривается вопрос о содержании так называемого «тайного знания» в вавилоно-ассирийских эзотерических комментариях на календарные месяцы и праздники. Сперва рассматривается семантика понятия «тайное знание» в шумерском и аккадском языках. Затем изучаются представления о происхождении и о носителях тайного знания с точки зрения клинописной традиции. Далее речь идет о формулах запретов на передачу тайного знания непосвященным в него лицам. Установлено, что формулы запрета на передачу тайного знания встречаются в комментаторской литературе, а также в записях ритуалов и рецептов. Рассматриваются эзотерические комментарии на календарные месяцы и праздники, составленные в VI–III вв. до н.э. Тайное знание, содержащееся в них, определяет каузальные связи между событиями сакрального календарного года. Установлено, что «тайное знание» представлено следующими типами взаимодействия между семантемами: 1. Объяснение слова через созвучные слова в языках соседних культур. 2. Объяснение/предсказание события через разложение слова на составные слова соседнего языка. 3. Предсказание благоприятности действия через соотнесение его с календарным месяцем и помесячным ритуалом. В комментариях привлекаются к объяснению как фрагменты различных гадательных серий, так и строки литературных произведений. Можно уверенно сказать, что основным источником эзотерического комментирования календаря стал вавилонский эпос о сотворении мира «Энума элиш», составленный в середине II тыс. до н.э. Первые упоминаниязапретов на передачу тайного знания также восходят к этому времени. Эти два факта дают основание предполагать, что и сама традиция эзотерического комментирования календаря и праздников восходит к последнему периоду эпохи касситов в Вавилонии (XIII–XI вв. до н.э.).Ключевые слова: герменевтика, тайное знание, Вавилония, Ассирия, комментарии на культовый календарь.
AB - В статье рассматривается вопрос о содержании так называемого «тайного знания» в вавилоно-ассирийских эзотерических комментариях на календарные месяцы и праздники. Сперва рассматривается семантика понятия «тайное знание» в шумерском и аккадском языках. Затем изучаются представления о происхождении и о носителях тайного знания с точки зрения клинописной традиции. Далее речь идет о формулах запретов на передачу тайного знания непосвященным в него лицам. Установлено, что формулы запрета на передачу тайного знания встречаются в комментаторской литературе, а также в записях ритуалов и рецептов. Рассматриваются эзотерические комментарии на календарные месяцы и праздники, составленные в VI–III вв. до н.э. Тайное знание, содержащееся в них, определяет каузальные связи между событиями сакрального календарного года. Установлено, что «тайное знание» представлено следующими типами взаимодействия между семантемами: 1. Объяснение слова через созвучные слова в языках соседних культур. 2. Объяснение/предсказание события через разложение слова на составные слова соседнего языка. 3. Предсказание благоприятности действия через соотнесение его с календарным месяцем и помесячным ритуалом. В комментариях привлекаются к объяснению как фрагменты различных гадательных серий, так и строки литературных произведений. Можно уверенно сказать, что основным источником эзотерического комментирования календаря стал вавилонский эпос о сотворении мира «Энума элиш», составленный в середине II тыс. до н.э. Первые упоминаниязапретов на передачу тайного знания также восходят к этому времени. Эти два факта дают основание предполагать, что и сама традиция эзотерического комментирования календаря и праздников восходит к последнему периоду эпохи касситов в Вавилонии (XIII–XI вв. до н.э.).Ключевые слова: герменевтика, тайное знание, Вавилония, Ассирия, комментарии на культовый календарь.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=47196100
M3 - статья
VL - 15
SP - 3
EP - 26
JO - Asiatica: труды по философии и культурам Востока
JF - Asiatica: труды по философии и культурам Востока
SN - 1819-446X
IS - 1
ER -
ID: 88348986