Введение: утилизационный сбор в Российской Федерации был введен в 2012 г., однако он не был включен в налоговое и таможенное законодательство. Возник ряд проблем правового регулирования. Цель: выработать научное представление о право вом регулировании отношений по уплате утилизационного сбора. Методологиче ская основа: диалектический метод позволил познать в неразрывном единстве и в общей связанности правовую природу утилизационного сбора. С помощью формально юридического приема уяснены суть и значимость правовых норм, направленных на реализацию экологической функции утилизационного сбора. Результаты: выявлено отсутствие единообразия правоприменительной деятельности судов в исчислении и уплате утилизационного сбора. Установлено, что в законодательстве не содержится исчерпывающего перечня физических характеристик транспортных средств, опреде ляющих итоговую сумму утилизационного сбора. Судебная практика выработала дополнительные критерии, влияющие на ее размер. Выводы: утилизационный сбор характеризуется двойственной правовой природой: обладает признаками как налога, так и таможенного платежа. Экологическая функция такого сбора реализуется не в полном объеме. Развитие национального законодательства об утилизационном сборе видится в том, что его ставка будет повышаться.