В статья анализируется освещение советского периода на страницах молдавских учебников истории. В настоящее время в Республике Молдова вместо национальной истории преподается курс истории одного из ее национальных меньшинств – история румын. В нем почти нет упоминаний о других этносах, проживающих в Карпато-Днестровских землях. Советский период подвергся наибольшей фальсификации. В учебниках делается акцент на негативных моментах истории, в то же время замалчивается или искажается большинство достижений и успехов страны в период ее нахождения в составе СССР.
Хотя СССР восстановил молдавскую государственность, во многих учебниках тиражируется тезис о незаконности присоединения Бессарабии к России в 1812 г., а затем присоединение края к СССР в 1940 г.
Бессарабия не могла быть «исконной румынской землей», т.к. само государство Румыния возникло значительно позже. Касаясь оккупации Бессарабии Румынией в 1918 г., необходимо отметить нелегитимность как самого Сфатул Цэрий (Краевого правительства), так и принятых им решений, а также тот факт, что Бессарабский (Парижский) протокол 1920 г., касавшийся объединения Бессарабии с Румынией, так не вступил в силу.
Однако вместо этого авторы большинства учебников ставят вопрос о «незаконной оккупации» Бессарабии и последующем образования МССР, в границах которой существует нынешняя Республика Молдова.
Несмотря на то, что этот курс антигосударственный, он игнорирует не только существование титульного этноса - молдаван, но и других национальных меньшинств, многие его страницы написаны в духе русофобии и антисемитизма, он остается обязательным во всех учебных заведениях республики.
С 1991 г. к власти в стране приходили представители различных партий и движений, граждане и общественные организации предпринимали многочисленные попытки запретить преподавание данного курса, привлечь его авторов к ответственности за разжигание ксенофобии и оскорбление национальных меньшинств. Однако не без поддержки соседней страны курс «История румын» проявляет завидную живучесть.