Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод. / Кондуров, Вячеслав Евгеньевич.
в: ТРУДЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, Том 14, № 3, 2019, стр. 49-78.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод
AU - Кондуров, Вячеслав Евгеньевич
N1 - Кондуров В.Е. Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2019. Т. 14. № 3. С. 49–78. DOI: 10.35427/2073-4522-2019-14-3 kondurov
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Политическая теология — сложное, многозначное понятие, употребление которого часто связано с дискредитацией тех или иных идеологий, воззрений или систем ценностей. Между тем данное понятие имеет серьезный теоретико-правовой, методологический потенциал, который вследствие многочисленных инверсий оказывается практически забытым. Политическая теология в юридическом смысле, вложенном в нее К. Шмиттом, представляет собой методологический подход, подразумевающий исторически изменчивое аналогическое сходство между двумя системами понятий — метафизических (теологических) и государственно-правовых, образующих соответствующие картины мира конкретной эпохи. Содержание данного подхода составляют три взаимосвязанных тезиса: политическая теология 1) представляет собой разновидность социологии юридических понятий («социологический» тезис); 2) предполагает аналогию между понятиями учения о государстве и праве и теологическими понятиями (тезис концептуальной аналогии); 3) подразумевает аналогию между метафизической и государственно-правовой картинами мира конкретной эпохи, в структуре которых существуют указанные понятия (тезис структурной аналогии). Эвристическое значение политической теологии как методологического подхода остается скрытым — она воспринимается как разновидность консерва тивной идеологии или даже риторической практики. В действительности же политическая теология, напротив, может оказаться полезным инструментом для обнаружения скрытого риторического потенциала тех или иных политико-правовых аргументов. Кроме того, с ее помощью раскрываются новые аспекты таких классических проблем теории и философии права, как действительность правопорядка и ее основания, понятие суверена, существо и границы юстиции, стратегии судебной аргументации и др. Так, будучи ядром теоретико-правового мышления К. Шмитта, политическая теология не только оказывается связанной с непосредственными случаями применения немецким юристом ее основных тезисов (например, для исследования понятия суверена или движения нейтрализации и деполитизации), но также проявляется и в постулируемом К. Шмиттом основании действительности правопорядка, которое немецкий юрист интерпретирует как единые для конкретной общности представления о «нормальном», в том числе о «нормальном» государственно-правовом устройстве, аналогичном, согласно политической теологии, метафизической картине мира. Политическая теология как методологический подход обнаруживает себя и в критике К. Шмиттом аксиологических оснований конституционной юстиции. В эссе «Тирания ценностей» практика непосредственного применения судами ценностей, составляющая содержание реалистической стратегии судебной аргументации, истолковывается правоведом как частный случай проявления политико-теологического по своей сути движения нейтрализации и деполитизации.
AB - Политическая теология — сложное, многозначное понятие, употребление которого часто связано с дискредитацией тех или иных идеологий, воззрений или систем ценностей. Между тем данное понятие имеет серьезный теоретико-правовой, методологический потенциал, который вследствие многочисленных инверсий оказывается практически забытым. Политическая теология в юридическом смысле, вложенном в нее К. Шмиттом, представляет собой методологический подход, подразумевающий исторически изменчивое аналогическое сходство между двумя системами понятий — метафизических (теологических) и государственно-правовых, образующих соответствующие картины мира конкретной эпохи. Содержание данного подхода составляют три взаимосвязанных тезиса: политическая теология 1) представляет собой разновидность социологии юридических понятий («социологический» тезис); 2) предполагает аналогию между понятиями учения о государстве и праве и теологическими понятиями (тезис концептуальной аналогии); 3) подразумевает аналогию между метафизической и государственно-правовой картинами мира конкретной эпохи, в структуре которых существуют указанные понятия (тезис структурной аналогии). Эвристическое значение политической теологии как методологического подхода остается скрытым — она воспринимается как разновидность консерва тивной идеологии или даже риторической практики. В действительности же политическая теология, напротив, может оказаться полезным инструментом для обнаружения скрытого риторического потенциала тех или иных политико-правовых аргументов. Кроме того, с ее помощью раскрываются новые аспекты таких классических проблем теории и философии права, как действительность правопорядка и ее основания, понятие суверена, существо и границы юстиции, стратегии судебной аргументации и др. Так, будучи ядром теоретико-правового мышления К. Шмитта, политическая теология не только оказывается связанной с непосредственными случаями применения немецким юристом ее основных тезисов (например, для исследования понятия суверена или движения нейтрализации и деполитизации), но также проявляется и в постулируемом К. Шмиттом основании действительности правопорядка, которое немецкий юрист интерпретирует как единые для конкретной общности представления о «нормальном», в том числе о «нормальном» государственно-правовом устройстве, аналогичном, согласно политической теологии, метафизической картине мира. Политическая теология как методологический подход обнаруживает себя и в критике К. Шмиттом аксиологических оснований конституционной юстиции. В эссе «Тирания ценностей» практика непосредственного применения судами ценностей, составляющая содержание реалистической стратегии судебной аргументации, истолковывается правоведом как частный случай проявления политико-теологического по своей сути движения нейтрализации и деполитизации.
KW - политическая теология
KW - юридическая методология
KW - Карл Шмитт
KW - действительность права
KW - конституционная юстиция
KW - суверен
KW - институционализм
KW - аксиология
KW - реалистическая стратегия судебной аргументации
KW - Political Theology
KW - legal methodology
KW - Carl Schmitt
KW - the validity of law
KW - CONSTITUTIONAL JUSTICE
KW - sovereign
KW - institutionalism
KW - Axiology
KW - realistic strategy of legal argumentation
U2 - 10.35427/2073-4522-2019-14-3-kondurov
DO - 10.35427/2073-4522-2019-14-3-kondurov
M3 - статья
VL - 14
SP - 49
EP - 78
JO - ТРУДЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
JF - ТРУДЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
SN - 2073-4522
IS - 3
ER -
ID: 48417504