Standard

Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод. / Кондуров, Вячеслав Евгеньевич.

в: ТРУДЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, Том 14, № 3, 2019, стр. 49-78.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Кондуров, ВЕ 2019, 'Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод', ТРУДЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, Том. 14, № 3, стр. 49-78. https://doi.org/10.35427/2073-4522-2019-14-3-kondurov

APA

Кондуров, В. Е. (2019). Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод. ТРУДЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 14(3), 49-78. https://doi.org/10.35427/2073-4522-2019-14-3-kondurov

Vancouver

Кондуров ВЕ. Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод. ТРУДЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. 2019;14(3):49-78. https://doi.org/10.35427/2073-4522-2019-14-3-kondurov

Author

Кондуров, Вячеслав Евгеньевич. / Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод. в: ТРУДЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. 2019 ; Том 14, № 3. стр. 49-78.

BibTeX

@article{954416ba2d784237a23a8cadee6fa4bd,
title = "Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод",
abstract = "Политическая теология — сложное, многозначное понятие, употребление которого часто связано с дискредитацией тех или иных идеологий, воззрений или систем ценностей. Между тем данное понятие имеет серьезный теоретико-правовой, методологический потенциал, который вследствие многочисленных инверсий оказывается практически забытым. Политическая теология в юридическом смысле, вложенном в нее К. Шмиттом, представляет собой методологический подход, подразумевающий исторически изменчивое аналогическое сходство между двумя системами понятий — метафизических (теологических) и государственно-правовых, образующих соответствующие картины мира конкретной эпохи. Содержание данного подхода составляют три взаимосвязанных тезиса: политическая теология 1) представляет собой разновидность социологии юридических понятий («социологический» тезис); 2) предполагает аналогию между понятиями учения о государстве и праве и теологическими понятиями (тезис концептуальной аналогии); 3) подразумевает аналогию между метафизической и государственно-правовой картинами мира конкретной эпохи, в структуре которых существуют указанные понятия (тезис структурной аналогии). Эвристическое значение политической теологии как методологического подхода остается скрытым — она воспринимается как разновидность консерва тивной идеологии или даже риторической практики. В действительности же политическая теология, напротив, может оказаться полезным инструментом для обнаружения скрытого риторического потенциала тех или иных политико-правовых аргументов. Кроме того, с ее помощью раскрываются новые аспекты таких классических проблем теории и философии права, как действительность правопорядка и ее основания, понятие суверена, существо и границы юстиции, стратегии судебной аргументации и др. Так, будучи ядром теоретико-правового мышления К. Шмитта, политическая теология не только оказывается связанной с непосредственными случаями применения немецким юристом ее основных тезисов (например, для исследования понятия суверена или движения нейтрализации и деполитизации), но также проявляется и в постулируемом К. Шмиттом основании действительности правопорядка, которое немецкий юрист интерпретирует как единые для конкретной общности представления о «нормальном», в том числе о «нормальном» государственно-правовом устройстве, аналогичном, согласно политической теологии, метафизической картине мира. Политическая теология как методологический подход обнаруживает себя и в критике К. Шмиттом аксиологических оснований конституционной юстиции. В эссе «Тирания ценностей» практика непосредственного применения судами ценностей, составляющая содержание реалистической стратегии судебной аргументации, истолковывается правоведом как частный случай проявления политико-теологического по своей сути движения нейтрализации и деполитизации.",
keywords = "политическая теология, юридическая методология, Карл Шмитт, действительность права, конституционная юстиция, суверен, институционализм, аксиология, реалистическая стратегия судебной аргументации, Political Theology, legal methodology, Carl Schmitt, the validity of law, CONSTITUTIONAL JUSTICE, sovereign, institutionalism, Axiology, realistic strategy of legal argumentation",
author = "Кондуров, {Вячеслав Евгеньевич}",
note = "Кондуров В.Е. Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2019. Т. 14. № 3. С. 49–78. DOI: 10.35427/2073-4522-2019-14-3 kondurov ",
year = "2019",
doi = "10.35427/2073-4522-2019-14-3-kondurov",
language = "русский",
volume = "14",
pages = "49--78",
journal = "ТРУДЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК",
issn = "2073-4522",
publisher = "Институт государства и права РАН",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод

AU - Кондуров, Вячеслав Евгеньевич

N1 - Кондуров В.Е. Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2019. Т. 14. № 3. С. 49–78. DOI: 10.35427/2073-4522-2019-14-3 kondurov

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - Политическая теология — сложное, многозначное понятие, употребление которого часто связано с дискредитацией тех или иных идеологий, воззрений или систем ценностей. Между тем данное понятие имеет серьезный теоретико-правовой, методологический потенциал, который вследствие многочисленных инверсий оказывается практически забытым. Политическая теология в юридическом смысле, вложенном в нее К. Шмиттом, представляет собой методологический подход, подразумевающий исторически изменчивое аналогическое сходство между двумя системами понятий — метафизических (теологических) и государственно-правовых, образующих соответствующие картины мира конкретной эпохи. Содержание данного подхода составляют три взаимосвязанных тезиса: политическая теология 1) представляет собой разновидность социологии юридических понятий («социологический» тезис); 2) предполагает аналогию между понятиями учения о государстве и праве и теологическими понятиями (тезис концептуальной аналогии); 3) подразумевает аналогию между метафизической и государственно-правовой картинами мира конкретной эпохи, в структуре которых существуют указанные понятия (тезис структурной аналогии). Эвристическое значение политической теологии как методологического подхода остается скрытым — она воспринимается как разновидность консерва тивной идеологии или даже риторической практики. В действительности же политическая теология, напротив, может оказаться полезным инструментом для обнаружения скрытого риторического потенциала тех или иных политико-правовых аргументов. Кроме того, с ее помощью раскрываются новые аспекты таких классических проблем теории и философии права, как действительность правопорядка и ее основания, понятие суверена, существо и границы юстиции, стратегии судебной аргументации и др. Так, будучи ядром теоретико-правового мышления К. Шмитта, политическая теология не только оказывается связанной с непосредственными случаями применения немецким юристом ее основных тезисов (например, для исследования понятия суверена или движения нейтрализации и деполитизации), но также проявляется и в постулируемом К. Шмиттом основании действительности правопорядка, которое немецкий юрист интерпретирует как единые для конкретной общности представления о «нормальном», в том числе о «нормальном» государственно-правовом устройстве, аналогичном, согласно политической теологии, метафизической картине мира. Политическая теология как методологический подход обнаруживает себя и в критике К. Шмиттом аксиологических оснований конституционной юстиции. В эссе «Тирания ценностей» практика непосредственного применения судами ценностей, составляющая содержание реалистической стратегии судебной аргументации, истолковывается правоведом как частный случай проявления политико-теологического по своей сути движения нейтрализации и деполитизации.

AB - Политическая теология — сложное, многозначное понятие, употребление которого часто связано с дискредитацией тех или иных идеологий, воззрений или систем ценностей. Между тем данное понятие имеет серьезный теоретико-правовой, методологический потенциал, который вследствие многочисленных инверсий оказывается практически забытым. Политическая теология в юридическом смысле, вложенном в нее К. Шмиттом, представляет собой методологический подход, подразумевающий исторически изменчивое аналогическое сходство между двумя системами понятий — метафизических (теологических) и государственно-правовых, образующих соответствующие картины мира конкретной эпохи. Содержание данного подхода составляют три взаимосвязанных тезиса: политическая теология 1) представляет собой разновидность социологии юридических понятий («социологический» тезис); 2) предполагает аналогию между понятиями учения о государстве и праве и теологическими понятиями (тезис концептуальной аналогии); 3) подразумевает аналогию между метафизической и государственно-правовой картинами мира конкретной эпохи, в структуре которых существуют указанные понятия (тезис структурной аналогии). Эвристическое значение политической теологии как методологического подхода остается скрытым — она воспринимается как разновидность консерва тивной идеологии или даже риторической практики. В действительности же политическая теология, напротив, может оказаться полезным инструментом для обнаружения скрытого риторического потенциала тех или иных политико-правовых аргументов. Кроме того, с ее помощью раскрываются новые аспекты таких классических проблем теории и философии права, как действительность правопорядка и ее основания, понятие суверена, существо и границы юстиции, стратегии судебной аргументации и др. Так, будучи ядром теоретико-правового мышления К. Шмитта, политическая теология не только оказывается связанной с непосредственными случаями применения немецким юристом ее основных тезисов (например, для исследования понятия суверена или движения нейтрализации и деполитизации), но также проявляется и в постулируемом К. Шмиттом основании действительности правопорядка, которое немецкий юрист интерпретирует как единые для конкретной общности представления о «нормальном», в том числе о «нормальном» государственно-правовом устройстве, аналогичном, согласно политической теологии, метафизической картине мира. Политическая теология как методологический подход обнаруживает себя и в критике К. Шмиттом аксиологических оснований конституционной юстиции. В эссе «Тирания ценностей» практика непосредственного применения судами ценностей, составляющая содержание реалистической стратегии судебной аргументации, истолковывается правоведом как частный случай проявления политико-теологического по своей сути движения нейтрализации и деполитизации.

KW - политическая теология

KW - юридическая методология

KW - Карл Шмитт

KW - действительность права

KW - конституционная юстиция

KW - суверен

KW - институционализм

KW - аксиология

KW - реалистическая стратегия судебной аргументации

KW - Political Theology

KW - legal methodology

KW - Carl Schmitt

KW - the validity of law

KW - CONSTITUTIONAL JUSTICE

KW - sovereign

KW - institutionalism

KW - Axiology

KW - realistic strategy of legal argumentation

U2 - 10.35427/2073-4522-2019-14-3-kondurov

DO - 10.35427/2073-4522-2019-14-3-kondurov

M3 - статья

VL - 14

SP - 49

EP - 78

JO - ТРУДЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

JF - ТРУДЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

SN - 2073-4522

IS - 3

ER -

ID: 48417504