Политическая теология — сложное, многозначное понятие, употребление которого часто связано с дискредитацией тех или иных идеологий, воззрений или систем ценностей. Между тем данное понятие имеет серьезный теоретико-правовой, методологический потенциал, который вследствие многочисленных инверсий оказывается практически забытым. Политическая теология в юридическом смысле, вложенном в нее К. Шмиттом, представляет собой методологический подход, подразумевающий исторически изменчивое аналогическое сходство между двумя системами понятий — метафизических (теологических) и государственно-правовых, образующих соответствующие картины мира конкретной эпохи. Содержание данного подхода составляют три взаимосвязанных тезиса: политическая теология 1) представляет собой разновидность социологии юридических понятий («социологический» тезис); 2) предполагает аналогию между понятиями учения о государстве и праве и теологическими понятиями (тезис концептуальной аналогии); 3) подразумевает аналогию между метафизической и государственно-правовой картинами мира конкретной эпохи, в структуре которых существуют указанные понятия (тезис структурной аналогии). Эвристическое значение политической теологии как методологического подхода остается скрытым — она воспринимается как разновидность консерва тивной идеологии или даже риторической практики. В действительности же политическая теология, напротив, может оказаться полезным инструментом для обнаружения скрытого риторического потенциала тех или иных политико-правовых аргументов. Кроме того, с ее помощью раскрываются новые аспекты таких классических проблем теории и философии права, как действительность правопорядка и ее основания, понятие суверена, существо и границы юстиции, стратегии судебной аргументации и др. Так, будучи ядром теоретико-правового мышления К. Шмитта, политическая теология не только оказывается связанной с непосредственными случаями применения немецким юристом ее основных тезисов (например, для исследования понятия суверена или движения нейтрализации и деполитизации), но также проявляется и в постулируемом К. Шмиттом основании действительности правопорядка, которое немецкий юрист интерпретирует как единые для конкретной общности представления о «нормальном», в том числе о «нормальном» государственно-правовом устройстве, аналогичном, согласно политической теологии, метафизической картине мира. Политическая теология как методологический подход обнаруживает себя и в критике К. Шмиттом аксиологических оснований конституционной юстиции. В эссе «Тирания ценностей» практика непосредственного применения судами ценностей, составляющая содержание реалистической стратегии судебной аргументации, истолковывается правоведом как частный случай проявления политико-теологического по своей сути движения нейтрализации и деполитизации.