Предмет статьи - эпохальные образы ума как продукты «образования» в смысле платоновской пайдейи или гегелевского Aufhebung (преодоления/снятия). Они произведены на свет «оглядкой» на себя, которая впервые принимает разный размах - от индивидуального «самоотождествления» до эпохального. Само именование этого события антропогенеза - самоотождествление - указывает на тождество (тожество) как его центр и вместе с тем окружность, так как в этом событии сбывается - всякий раз сбывается - все, весь, в смысле целый, мир со всеми его обитателями, в том числе такими, которые существуют исключительно в целом мире, даже не зная и не всегда спрашивая о том, какой он в целом. Когда они «пришли в себя» (самоотождествились), они нашли себя уже заброшенными в тот или иной целый мир, который бывает целым по-разному, чему свидетельство - разные эпохальные образы «космического» ума (аристотелевский ум-перводвижитель, божественный ум - в этом случае надкосмический - Творца мира или человеческий ум новоевропейского субъекта). Библиогр. 11 назв.