В статье рассматриваются составляющие теории толпы Гюстава Лебона (1895), подвергшиеся со стороны исследователей прошлых лет и настоящего времени наиболее интенсивной критике. В частности, анализируются критические комментарии в отношении тактики воздействия на стихийное образование, тезисов о «духовном единстве» толпы и выраженной нивелировке личности в ней, психологических механизмах образования толпы, ее основных свойствах и видах. Отмечается ряд методологических ошибок Г. Лебона, среди которых деконтекстуализация толпы, ее искусственное исключение из общего социального, политического, экономического, а также конкретного ситуативного контекста межгруппового взаимодействия; чрезмерная генерализация понятия толпы, заключающаяся в распространении этого наименования на различные социальные объединения, где проявляется «закон духовного единства»; некритичность переноса характеристик отдельных «толп» времен Великой французской революции и Парижской коммуны на феномен стихийных групп в целом; неоправданная недооценка содержательной стороны воздействия социальных манипуляторов на толпу; сугубо механистическая природа модели образования толпы, в которой индивидам отведена роль пассивных субъектов, автоматически реагирующих на внешние побуждения. Констатируются идеологическая предвзятость автора и доктринерский характер построения одной из первых теорий толпы, обусловившие многие из указанных методологических нарушений. Фиксируется произвольность и нечеткость трактовок ряда базовых понятий. В то же время в статье подчеркивается значение теории Г. Лебона в деле дальнейшего развития научных представлений об интерактивных и иррациональных аспектах поведения стихийных социальных объединений.