Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья
Галоши как маркер повседеневности в русской культуре. / Сохор, Татьяна Евгеньевна.
в: Вече: Ежегодник русской философии и культуры, Том 2020, 29.12.2020, стр. 191-207.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья
}
TY - JOUR
T1 - Галоши как маркер повседеневности в русской культуре
AU - Сохор, Татьяна Евгеньевна
N1 - Сохор Т.Е. Галоши как маркер повседневности в русской культуре // Вече: Ежегодник русской философии и культуры -2020. СПб.: Санкт-Петербургское философское обещество, 2020. С. 191-207.
PY - 2020/12/29
Y1 - 2020/12/29
N2 - Завезенные в Россию в XIX в. кожаные калоши из Европы, а из Америки – резиновые (каучуковые) быстро получили распространение среди населения большой империи. Резиновые, однако, выполняли свое предназначение гораздо лучше, но стоимость их была велика и многим не доступна. Все изменилось на рубеже 1920–1930-х гг. с открытием российским химиком С.В. Лебедевым синтетического каучука, что позволило расширить промышленное производство резины для нужд молодой Советской страны и ее армии. «Повезло» и галошам: часть искусственного каучука вырабатывалась специально для производства резиновой обуви. С этого момента галоши стали продаватьсяне только на внутреннем рынке, но и вывозились на экспорт, став, отчасти благодаря В.В. Маяковскому, очень известным российским брендом наравне с медведем и балалайкой. Галоши, как никакая другая часть гардероба, были очень востребованы вплоть до второй половины XX в. и так или иначе отражались во многих произведениях литературы и искусства. С интенсивным развитием технологий стали быстро уходить из оборота предметы повседневности и слова, их обозначающие. Некоторые слова безнадежно устаревают, заменяются более новыми, сохраняя при этом внутреннюю суть вещи, другие становятся историзмами и обнаруживаются лишь в письменных источниках. Такая участь была предуготовлена и русским галошам, взгляд на которые вызывает улыбку и располагает к воспоминаниям. В статье рассматривается путь внедрения понятия «галоши» в российскую повседневность и в культуру в целом, фиксируются точка повышенного интереса к этому концепту и констатация его окончания, вызванная выводом предмета обуви из ежедневного обихода человека.
AB - Завезенные в Россию в XIX в. кожаные калоши из Европы, а из Америки – резиновые (каучуковые) быстро получили распространение среди населения большой империи. Резиновые, однако, выполняли свое предназначение гораздо лучше, но стоимость их была велика и многим не доступна. Все изменилось на рубеже 1920–1930-х гг. с открытием российским химиком С.В. Лебедевым синтетического каучука, что позволило расширить промышленное производство резины для нужд молодой Советской страны и ее армии. «Повезло» и галошам: часть искусственного каучука вырабатывалась специально для производства резиновой обуви. С этого момента галоши стали продаватьсяне только на внутреннем рынке, но и вывозились на экспорт, став, отчасти благодаря В.В. Маяковскому, очень известным российским брендом наравне с медведем и балалайкой. Галоши, как никакая другая часть гардероба, были очень востребованы вплоть до второй половины XX в. и так или иначе отражались во многих произведениях литературы и искусства. С интенсивным развитием технологий стали быстро уходить из оборота предметы повседневности и слова, их обозначающие. Некоторые слова безнадежно устаревают, заменяются более новыми, сохраняя при этом внутреннюю суть вещи, другие становятся историзмами и обнаруживаются лишь в письменных источниках. Такая участь была предуготовлена и русским галошам, взгляд на которые вызывает улыбку и располагает к воспоминаниям. В статье рассматривается путь внедрения понятия «галоши» в российскую повседневность и в культуру в целом, фиксируются точка повышенного интереса к этому концепту и констатация его окончания, вызванная выводом предмета обуви из ежедневного обихода человека.
KW - галоши
KW - калоши
KW - русская культура
KW - "Красный треугольник"
KW - С.В.Лебедев
KW - предметы повседневности
M3 - статья
VL - 2020
SP - 191
EP - 207
JO - Вече: альманах русской философии и культуры
JF - Вече: альманах русской философии и культуры
SN - 2073-5723
ER -
ID: 91319970