Наряду с секуляризаций, модернизацией и глобализацией, унифицирующей человечество, наблюдается ренессанс национальных культур и религий. Тренд на идентичность захватил всех, в том числе и евреев. Если до войны в Европе и в России многие из них не заботились о "правоверности", старались забыть свои еврейские корни, то после войны стали бороться за признание. Любой народ и любой человек имеет право и должен верить в «богоизбранность». Однако победителям не следует унижать достоинство побежденных. Тем, кто живет с сознанием поражения, необходимо преодолевать ресентимент, выражающийся в представлении одних жертвами других. Чтобы избежать мстительности и жажды реванша не стоит интенсифицировать публичные разговоры об ужасном прошлом и оставить решение спорных вопросов историкам. Современные медиа работают по законам рынка и не способствуют ни пониманию, ни прощению. Они превращают событие в товар, а задача состоит в том, чтобы зрители, собравшиеся у экранов, его потребляли. Назначение подобного «потлача» состоит в производстве исторической памяти, которая влияет на восприятие настоящего. Символический, социальный, человеческий, культурный капитал должен создаваться не только политтехнологами, но и учеными. Выступая участниками разговоров о прошлом, историки и философы становятся не судьями, а арбитрами. Благодаря их участию в разговорах общественности, то или иное этическое решение принимается в результате коллективного обсуждения. Моральная оценка прошлого производится не только на основе современных политических интересов, но и с учетом жизненного контекста нравов той или иной исторической эпохи.