Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ЗРЕЛИЩ КАК НАДСТРОЙКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КАПИТАЛИЗМА. / Ильин, Владимир Иванович.
в: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, Том XXI, № 5, 2018, стр. 164-182.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ЗРЕЛИЩ КАК НАДСТРОЙКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КАПИТАЛИЗМА
AU - Ильин, Владимир Иванович
N1 - Ильин В.И. (2018) Российское общество зрелищ как надстройка го- сударственного капитализма. Журнал социологии и социальной антропологии, 21(5): 164–182. https://doi.org/1031119/jssa.2018.21.5.9
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - Карл Маркс определил социальную функцию религии как опиум народа. Государство, удовлетворяя спрос, ставит на поток производство опиума для народа, не только поддерживая традиционные конфессии, но и формируя гражданскую религию. Социальной оболочкой любой религии являются зрелищные ритуалы, репрезентирующие в форме видимости скрытую от глаз мощь сакрального. К. Маркс разработал две принципиально разные модели общественного развития: азиатский (государственный) способ производства и либеральный капитализм. Основной закон первого - возрастание мощи государства, второго - получение прибыли. С конца XIX в. эти противоположности, которые во времена К. Маркса казались непримиримыми, демонстрируют тренд к синтезу в форме государственного капитализма. В нем сугубо рыночная рациональность конкурирует с рациональностью государственного способа производства, стремящегося утвердить первенство политических принципов над экономическими. Одной из форм проявления логики государственного капитализма является организация зрелищ как институтов гражданской религии при опоре на логику капитализма: создание спроса в форме государственного заказа, рационализация сугубо политических решений в рыночных терминах. В то же время зрелища представляют собой товар, нередко претендующий на первенство по отношению к «хлебу». Целью статьи является концептуализация категории общества зрелищ как надстройки государственного капитализма с фокусом на специфику этого универсального процесса в условиях России.
AB - Карл Маркс определил социальную функцию религии как опиум народа. Государство, удовлетворяя спрос, ставит на поток производство опиума для народа, не только поддерживая традиционные конфессии, но и формируя гражданскую религию. Социальной оболочкой любой религии являются зрелищные ритуалы, репрезентирующие в форме видимости скрытую от глаз мощь сакрального. К. Маркс разработал две принципиально разные модели общественного развития: азиатский (государственный) способ производства и либеральный капитализм. Основной закон первого - возрастание мощи государства, второго - получение прибыли. С конца XIX в. эти противоположности, которые во времена К. Маркса казались непримиримыми, демонстрируют тренд к синтезу в форме государственного капитализма. В нем сугубо рыночная рациональность конкурирует с рациональностью государственного способа производства, стремящегося утвердить первенство политических принципов над экономическими. Одной из форм проявления логики государственного капитализма является организация зрелищ как институтов гражданской религии при опоре на логику капитализма: создание спроса в форме государственного заказа, рационализация сугубо политических решений в рыночных терминах. В то же время зрелища представляют собой товар, нередко претендующий на первенство по отношению к «хлебу». Целью статьи является концептуализация категории общества зрелищ как надстройки государственного капитализма с фокусом на специфику этого универсального процесса в условиях России.
KW - видимость, гражданская религия, общество зрелищ, государ- ственный капитализм, большой спорт, мегасобытия, парады, политика как зрели- ще, потребление
UR - http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2018_5/Ilyin_2018_5.pdf
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41535298
M3 - статья
VL - XXI
SP - 164
EP - 182
JO - ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
JF - ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
SN - 1029-8053
IS - 5
ER -
ID: 54306709