Карл Маркс определил социальную функцию религии как опиум народа. Государство, удовлетворяя спрос, ставит на поток производство опиума для народа, не только поддерживая традиционные конфессии, но и формируя гражданскую религию. Социальной оболочкой любой религии являются зрелищные ритуалы, репрезентирующие в форме видимости скрытую от глаз мощь сакрального. К. Маркс разработал две принципиально разные модели общественного развития: азиатский (государственный) способ производства и либеральный капитализм. Основной закон первого - возрастание мощи государства, второго - получение прибыли. С конца XIX в. эти противоположности, которые во времена К. Маркса казались непримиримыми, демонстрируют тренд к синтезу в форме государственного капитализма. В нем сугубо рыночная рациональность конкурирует с рациональностью государственного способа производства, стремящегося утвердить первенство политических принципов над экономическими. Одной из форм проявления логики государственного капитализма является организация зрелищ как институтов гражданской религии при опоре на логику капитализма: создание спроса в форме государственного заказа, рационализация сугубо политических решений в рыночных терминах. В то же время зрелища представляют собой товар, нередко претендующий на первенство по отношению к «хлебу». Целью статьи является концептуализация категории общества зрелищ как надстройки государственного капитализма с фокусом на специфику этого универсального процесса в условиях России.