DOI

Цель исследования - выявить взаимосвязи представлений об этикетном поведении у студентов и преподавателей с характеристиками организационной культуры, вузов. Методы. Исследование базировалось на опросе, в котором приняли участие 141 студент и 69 преподавателей российских вузов. Для сбора эмпирического материала использованы следующие методики: авторская анкета, позволившая получить данные об отношении студентов и преподавателей к институциональному закреплению правил этикета и регламентации оформления внешнего облика участников образовательного процесса, а также о частоте соблюдения студентами правил этикета; опросник О.И. Даниленко -данные о субъективной значимости представленных в нём девяти функций этикета; методика OCAI К. Камерона и Р. Куинна, позволяющая получить данные о реальной и желательной для респондентов организационной культуре их вузов. Основные результаты. В выборках как студентов, так и преподавателей выявлены корреляционные связи между показателями, характеризующими этикетное поведение участников учебного процесса, и показателями выраженности характеристик организационной культуры их вузов. В выборке студентов обнаружены статистически значимые положительные корреляционные связи признания значимости функций этикета и оценки соблюдения студентами правил этикета с оценкой организационной культуры как клановой и отрицательные - как бюрократической. У преподавателей выявлены положительные связи признания значимости функций этикета, позитивного отношения к институционализации правил этикета и регламентации внешнего облика с клановой и адхократической культурой и отрицательные - с бюрократической организационной культурой. Заключение. Полученные данные позволяют сделать следующий вывод: чем более, по мнению и студентов, и преподавателей, выражены черты клановой и адхократической организационной культуры в их вузе, тем выше они оценивают значимость этикетного поведения, и наоборот, чем более выражены черты бюрократической организационной культуры, тем ниже студенты и преподаватели оценивают значимость этикета.
Переведенное названиеETIQUETTE BEHAVIOR IN THE CONTEXT OF UNIVERSITY ORGANIZATIONAL CULTURE
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)28-41
Число страниц14
ЖурналВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
Том31
Номер выпуска2
DOI
СостояниеОпубликовано - 23 фев 2022

    Предметные области Scopus

  • Образование
  • Социология и политические науки

    Области исследований

  • ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА, ПРАВИЛА ВУЗОВСКОГО ЭТИКЕТА, ЭТИКЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ВУЗЕ, СУБЪЕКТИВНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЭТИКЕТА, ФУНКЦИИ ЭТИКЕТА, АДХОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, КЛАНОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, clan organizational culture, adhocracy organizational culture, subjective importance of etiquette, hierarchical organizational culture, etiquette behavior in university, etiquette functions, rules of university etiquette, university organizational culture

ID: 95645911