Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОДРОСТКАМИ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕНИИ. / Samokhvalova, A. G.; Kulikov, L. V.; Vlshnevskaya, O. N.
в: ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ (VOPROSY PSIKHOLOGII), № 4, 2019, стр. 100-114.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОДРОСТКАМИ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕНИИ
AU - Samokhvalova, A. G.
AU - Kulikov, L. V.
AU - Vlshnevskaya, O. N.
N1 - Самохвалова А.Г., Куликов Л.В., Вишневская О.Н. Переживание подростками коммуникативных трудностей в межкультурном общении //Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 100-114.
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Рассматривается проблема коммуникативных трудностей, возникающих у подростков разных национальностей в ситуациях межкультурного общения в гетерогенной образовательной среде школы; определяется социокультурная специфика переживания подростками собственных коммуникативных трудностей. Описываются результаты исследования, проведенного в Костромской общеобразовательной школе на выборке (n = 116), включающей представителей разных национальностей: русских (n = 32, коренные жители города), цыган (n = 32, мигранты второго–четвертого поколения), армян (n = 27; представители «поколения 1,75»), таджиков (n = 25; представители «поколений 1,5 или 1,25»). Показано, что успешность аккультурации во многом зависит от того, на каком этапе детского онтогенеза произошла миграция (чем младше ребенок, тем легче он адаптируется к новой социальной среде). Выявлены общевозрастные коммуникативные трудности (базовые и рефлексивные), свойственные подросткам независимо от их национальной и половой принадлежности, а также специфические коммуникативные трудности, характерные для таджиков, армян, цыган и русских, возникающие в ситуациях межкультурного общения в образовательной среде школы. Описаны особенности эмоционального состояния подростков в ситуациях межкультурного общения; вариативные взаимосвязи переживаний и коммуникативных трудностей у подростков разных национальных групп. Установлено, что коммуникативные трудности связаны в основном с возникновением астенических (чувств бессилия) и меланхолических (гнетущих) чувств; делается вывод об амбивалентном функционале этих переживаний, которые, с одной стороны, могут усиливать затрудненность межкультурного общения, а с другой – способствовать преодолению коммуникативных трудностей подростка.
AB - Рассматривается проблема коммуникативных трудностей, возникающих у подростков разных национальностей в ситуациях межкультурного общения в гетерогенной образовательной среде школы; определяется социокультурная специфика переживания подростками собственных коммуникативных трудностей. Описываются результаты исследования, проведенного в Костромской общеобразовательной школе на выборке (n = 116), включающей представителей разных национальностей: русских (n = 32, коренные жители города), цыган (n = 32, мигранты второго–четвертого поколения), армян (n = 27; представители «поколения 1,75»), таджиков (n = 25; представители «поколений 1,5 или 1,25»). Показано, что успешность аккультурации во многом зависит от того, на каком этапе детского онтогенеза произошла миграция (чем младше ребенок, тем легче он адаптируется к новой социальной среде). Выявлены общевозрастные коммуникативные трудности (базовые и рефлексивные), свойственные подросткам независимо от их национальной и половой принадлежности, а также специфические коммуникативные трудности, характерные для таджиков, армян, цыган и русских, возникающие в ситуациях межкультурного общения в образовательной среде школы. Описаны особенности эмоционального состояния подростков в ситуациях межкультурного общения; вариативные взаимосвязи переживаний и коммуникативных трудностей у подростков разных национальных групп. Установлено, что коммуникативные трудности связаны в основном с возникновением астенических (чувств бессилия) и меланхолических (гнетущих) чувств; делается вывод об амбивалентном функционале этих переживаний, которые, с одной стороны, могут усиливать затрудненность межкультурного общения, а с другой – способствовать преодолению коммуникативных трудностей подростка.
KW - подросток, миграция, аккультурация, межкультурное общение, коммуникативные трудности, переживание.
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85080867199&partnerID=8YFLogxK
M3 - статья
AN - SCOPUS:85080867199
SP - 100
EP - 114
JO - ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ (VOPROSY PSIKHOLOGII)
JF - ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ (VOPROSY PSIKHOLOGII)
SN - 0042-8841
IS - 4
ER -
ID: 50836082