Документы

Рассматривается проблема коммуникативных трудностей, возникающих у подростков разных национальностей в ситуациях межкультурного общения в гетерогенной образовательной среде школы; определяется социокультурная специфика переживания подростками собственных коммуникативных трудностей. Описываются результаты исследования, проведенного в Костромской общеобразовательной школе на выборке (n = 116), включающей представителей разных национальностей: русских (n = 32, коренные жители города), цыган (n = 32, мигранты второго–четвертого поколения), армян (n = 27; представители «поколения 1,75»), таджиков (n = 25; представители «поколений 1,5 или 1,25»).
Показано, что успешность аккультурации во многом зависит от того, на каком этапе детского онтогенеза произошла миграция (чем младше ребенок, тем легче он адаптируется к новой социальной среде). Выявлены общевозрастные коммуникативные трудности (базовые и рефлексивные), свойственные подросткам независимо от их национальной и половой принадлежности, а также специфические коммуникативные трудности, характерные для таджиков, армян, цыган и русских, возникающие в ситуациях межкультурного общения в образовательной среде школы. Описаны особенности эмоционального состояния подростков в ситуациях межкультурного общения; вариативные взаимосвязи переживаний и коммуникативных трудностей у подростков разных национальных групп. Установлено, что коммуникативные трудности связаны в основном с возникновением астенических (чувств бессилия) и меланхолических (гнетущих) чувств; делается вывод об амбивалентном функционале этих переживаний, которые, с одной стороны, могут усиливать затрудненность межкультурного общения, а с другой – способствовать преодолению коммуникативных трудностей подростка.
Переведенное названиеExperiencing communicative difficulties in cross-cultural communication in adolescents
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)100-114
Число страниц15
ЖурналВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ (VOPROSY PSIKHOLOGII)
Номер выпуска4
СостояниеОпубликовано - 2019

    Предметные области Scopus

  • Психология (все)

    Области исследований

  • подросток, миграция, аккультурация, межкультурное общение, коммуникативные трудности, переживание.

ID: 50836082