На настоящем этапе актуален глубокий анализ художественной культуры, ее базовых категорий, таких как пространственно-временные символы, на основании христианской онтологии и антропологии. В контексте духовно-эстетической целостности, историко-социальных процессов, отражающих художественные модели Богопознания и богоборчества, в статье анализируется философия пространства, представленная типами перспективы - идеографическая, обратная, прямая, восточная и гиперпространство. На примерах иконописи, классического искусства и творчества ведущих мастеров Серебряного века - М. Врубеля, П. Кузнецова, К. Петрова-Водкина, М. Шагала - исследуется религиозно-философская и семантическая природа творчества, изобразительных категорий. Отмечается необходимость при анализе классического искусства опираться на фундаментальные сферы древнерусской культуры, ее литургико-сотериологические, символические, нравственно-психологические и анагогические смыслы.