В статье рассматривается актуальное состояние российских научно-образовательных школ журналистики в контексте мировых тенденций развития журналистского образования. Авторы критически оценивают устоявшуюся методику построения международных рейтингов университетов, которая по ряду параметров не способна выявить достижения и преимущества российских вузов. Необходимо отказаться от моноцентричной системы координат в пользу полицентричной методологии. В этом случае открываются возможности для продуктивного использования культурно-цивилизационного подхода, предполагающего анализ журналистского образования в генетической связи с культурной средой в целом и национальной журналистикой, обладающей устойчивыми признаками и особенностями. С отмеченных позиций российской практике подготовки журналистских кадров органично понятие научно-образовательных школ, которое в значительно меньшей степени может быть отнесено к практике многих университетов за рубежом. Оно подразумевает углубленную академическую подготовку специалистов с сильными социально-гуманитарными акцентами, идейно-концептуальную оригинальность каждой из школ, наличие признанных лидеров и продолжение их начинаний в трудах последователей, обеспечение преподавания фундаментальными учебными изданиями и, в свою очередь, неразрывное взаимодействие с профессиональной индустрией. Российские школы журналистики обладают рядом свойств и достижений, которые не характерны для других национально-образовательных моделей, и выступают в качестве лидеров по соответствующим параметрам. Чтобы подтвердить данные предположения, необходимо провести специальное комплексное исследование. На решение этих задач нацелен исследовательский проект «Научно-педагогические школы журналистики в России», реализуемый в СПбГУ. Программа проекта включает в себя воссоздание предпосылок и основных вех истории журналистского образования в России, структурно-функциональный анализ современной системы, создание портретной галереи основателей и действующих выдающихся представителей школ в вузах страны.