Standard

Уже не подросток, еще не князь : О романе Ф.М. Достоевского "Подросток". / Боборыкина, Татьяна Александровна.

в: ДОСТОЕВСКИЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА, Том 4, № 16, 5, 12.2021, стр. 88-123.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатья в журнале по материалам конференцииРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{c58ea09110d040dabae6a9292e72873f,
title = "Уже не подросток, еще не князь: О романе Ф.М. Достоевского {"}Подросток{"}",
abstract = "В статье делается попытка ответить на некоторые из многочисленных вопросов, встающих перед читателем одного из самых загадочных романов Достоевского — «Подросток». Что означают, рассыпанные по всему тексту аллюзии на Пушкина, Диккенса, Шекспира и так далее? Каков скрытый смысл стилистики романа, его кинематографической визуальности? И наконец, какой смысл заложен в названии и почему через весь роман проходит тема княжеской фамилии подростка, который при этом — не князь? Эти вопросы прослеживаются через путь главного героя. Определяются причины возникновения его идеи «стать Ротшильдом» и проводится параллель с проблемами «Рождественской песни в прозе» Диккенса. Обнаруживается связь повести Диккенса и романа Достоевского с библейской притчей «О богаче и Лазаре». Момент перелома идеи подростка сравнивается с рождественским рассказом Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Особый интерес представляют приемы «потока сознания», «внутреннего монолога», предвосхищающие открытия модернизма. В фокусе внимания также пластические метафоры, «крупные планы», в которых визуализируются ведущие мотивы произведения. В анализе духовного портрета подростка большая роль отводится не только его «двум отцам», но и школьному товарищу Ламберту, чья полумифологическая фигура получает разные толкования. Вся структура статьи приводит к расшифровке лаконичной формулы «Гамлет-христианин», с которой начинаются«Заметки, планы и наброски» к роману. Эта максима трактуется как трансцендентальная цель, к которой автор ведет героя с первой строки своих замыслов. В контексте темы — «Уже не подросток, еще не князь» — сквозной нитью проходит раскрытие метафорического смысла понятий «подросток» и «князь». Поиск ответов на затронутые вопросы приводит к выводу о том, что метафизическое пространство романа огромно и вмещает в себя не только путь подростка, но и пути развития России и Европы. Ключевые слова: Достоевский, Пушкин, Диккенс, Шекспир, «Подросток», визуаль-ная метафора, князь-Христос, «Рождественская песнь в прозе», «Мальчик у Христа на елке», Гамлет-христианин.",
keywords = "Достоевский, Пушкин, Диккенс, Шекспир, «Подросток», визуаль- ная метафора, князь-Христос, «Рождественская песнь в прозе», «Мальчик у Христа на елке», Гамлет-христианин",
author = "Боборыкина, {Татьяна Александровна}",
note = "ДОСТОЕВСКИЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. Филологический журнал. – 2021. № 4 (16) М.: ИМЛИ РАН, 2021. –264 с. Подписной индекс по каталогу «Почта России» — ПМ 253 ISSN 2619-0311 ; РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ<br/> : Международная конференция, Роман Ф.М. Достоевского {"}Подросток{"} ; Conference date: 02-02-2021 Through 03-02-2021",
year = "2021",
month = dec,
language = "русский",
volume = "4",
pages = "88--123",
journal = "Dostoevsky and World Culture. Philological Journal",
issn = "2619-0311",
publisher = "Институт мировой литературы имени А.М. Горького",
number = "16",
url = "http://imli.ru/konferentsii/anonsy/4347-konferentsiya-roman-f-m-dostoevskogo-podrostok-sovremennoe-sostoyanie-izucheniya",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Уже не подросток, еще не князь

T2 - РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ<br/>

AU - Боборыкина, Татьяна Александровна

N1 - ДОСТОЕВСКИЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. Филологический журнал. – 2021. № 4 (16) М.: ИМЛИ РАН, 2021. –264 с. Подписной индекс по каталогу «Почта России» — ПМ 253 ISSN 2619-0311

PY - 2021/12

Y1 - 2021/12

N2 - В статье делается попытка ответить на некоторые из многочисленных вопросов, встающих перед читателем одного из самых загадочных романов Достоевского — «Подросток». Что означают, рассыпанные по всему тексту аллюзии на Пушкина, Диккенса, Шекспира и так далее? Каков скрытый смысл стилистики романа, его кинематографической визуальности? И наконец, какой смысл заложен в названии и почему через весь роман проходит тема княжеской фамилии подростка, который при этом — не князь? Эти вопросы прослеживаются через путь главного героя. Определяются причины возникновения его идеи «стать Ротшильдом» и проводится параллель с проблемами «Рождественской песни в прозе» Диккенса. Обнаруживается связь повести Диккенса и романа Достоевского с библейской притчей «О богаче и Лазаре». Момент перелома идеи подростка сравнивается с рождественским рассказом Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Особый интерес представляют приемы «потока сознания», «внутреннего монолога», предвосхищающие открытия модернизма. В фокусе внимания также пластические метафоры, «крупные планы», в которых визуализируются ведущие мотивы произведения. В анализе духовного портрета подростка большая роль отводится не только его «двум отцам», но и школьному товарищу Ламберту, чья полумифологическая фигура получает разные толкования. Вся структура статьи приводит к расшифровке лаконичной формулы «Гамлет-христианин», с которой начинаются«Заметки, планы и наброски» к роману. Эта максима трактуется как трансцендентальная цель, к которой автор ведет героя с первой строки своих замыслов. В контексте темы — «Уже не подросток, еще не князь» — сквозной нитью проходит раскрытие метафорического смысла понятий «подросток» и «князь». Поиск ответов на затронутые вопросы приводит к выводу о том, что метафизическое пространство романа огромно и вмещает в себя не только путь подростка, но и пути развития России и Европы. Ключевые слова: Достоевский, Пушкин, Диккенс, Шекспир, «Подросток», визуаль-ная метафора, князь-Христос, «Рождественская песнь в прозе», «Мальчик у Христа на елке», Гамлет-христианин.

AB - В статье делается попытка ответить на некоторые из многочисленных вопросов, встающих перед читателем одного из самых загадочных романов Достоевского — «Подросток». Что означают, рассыпанные по всему тексту аллюзии на Пушкина, Диккенса, Шекспира и так далее? Каков скрытый смысл стилистики романа, его кинематографической визуальности? И наконец, какой смысл заложен в названии и почему через весь роман проходит тема княжеской фамилии подростка, который при этом — не князь? Эти вопросы прослеживаются через путь главного героя. Определяются причины возникновения его идеи «стать Ротшильдом» и проводится параллель с проблемами «Рождественской песни в прозе» Диккенса. Обнаруживается связь повести Диккенса и романа Достоевского с библейской притчей «О богаче и Лазаре». Момент перелома идеи подростка сравнивается с рождественским рассказом Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Особый интерес представляют приемы «потока сознания», «внутреннего монолога», предвосхищающие открытия модернизма. В фокусе внимания также пластические метафоры, «крупные планы», в которых визуализируются ведущие мотивы произведения. В анализе духовного портрета подростка большая роль отводится не только его «двум отцам», но и школьному товарищу Ламберту, чья полумифологическая фигура получает разные толкования. Вся структура статьи приводит к расшифровке лаконичной формулы «Гамлет-христианин», с которой начинаются«Заметки, планы и наброски» к роману. Эта максима трактуется как трансцендентальная цель, к которой автор ведет героя с первой строки своих замыслов. В контексте темы — «Уже не подросток, еще не князь» — сквозной нитью проходит раскрытие метафорического смысла понятий «подросток» и «князь». Поиск ответов на затронутые вопросы приводит к выводу о том, что метафизическое пространство романа огромно и вмещает в себя не только путь подростка, но и пути развития России и Европы. Ключевые слова: Достоевский, Пушкин, Диккенс, Шекспир, «Подросток», визуаль-ная метафора, князь-Христос, «Рождественская песнь в прозе», «Мальчик у Христа на елке», Гамлет-христианин.

KW - Достоевский, Пушкин, Диккенс, Шекспир, «Подросток», визуаль- ная метафора, князь-Христос, «Рождественская песнь в прозе», «Мальчик у Христа на елке», Гамлет-христианин

UR - http://dostmirkult.ru/images/2021-4/DOST_2021-4.pdf

M3 - статья в журнале по материалам конференции

VL - 4

SP - 88

EP - 123

JO - Dostoevsky and World Culture. Philological Journal

JF - Dostoevsky and World Culture. Philological Journal

SN - 2619-0311

IS - 16

M1 - 5

Y2 - 2 February 2021 through 3 February 2021

ER -

ID: 89127934