Research output: Contribution to journal › Conference article › peer-review
Уже не подросток, еще не князь : О романе Ф.М. Достоевского "Подросток". / Боборыкина, Татьяна Александровна.
In: ДОСТОЕВСКИЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА, Vol. 4, No. 16, 5, 12.2021, p. 88-123.Research output: Contribution to journal › Conference article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Уже не подросток, еще не князь
T2 - РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ<br/>
AU - Боборыкина, Татьяна Александровна
N1 - ДОСТОЕВСКИЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. Филологический журнал. – 2021. № 4 (16) М.: ИМЛИ РАН, 2021. –264 с. Подписной индекс по каталогу «Почта России» — ПМ 253 ISSN 2619-0311
PY - 2021/12
Y1 - 2021/12
N2 - В статье делается попытка ответить на некоторые из многочисленных вопросов, встающих перед читателем одного из самых загадочных романов Достоевского — «Подросток». Что означают, рассыпанные по всему тексту аллюзии на Пушкина, Диккенса, Шекспира и так далее? Каков скрытый смысл стилистики романа, его кинематографической визуальности? И наконец, какой смысл заложен в названии и почему через весь роман проходит тема княжеской фамилии подростка, который при этом — не князь? Эти вопросы прослеживаются через путь главного героя. Определяются причины возникновения его идеи «стать Ротшильдом» и проводится параллель с проблемами «Рождественской песни в прозе» Диккенса. Обнаруживается связь повести Диккенса и романа Достоевского с библейской притчей «О богаче и Лазаре». Момент перелома идеи подростка сравнивается с рождественским рассказом Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Особый интерес представляют приемы «потока сознания», «внутреннего монолога», предвосхищающие открытия модернизма. В фокусе внимания также пластические метафоры, «крупные планы», в которых визуализируются ведущие мотивы произведения. В анализе духовного портрета подростка большая роль отводится не только его «двум отцам», но и школьному товарищу Ламберту, чья полумифологическая фигура получает разные толкования. Вся структура статьи приводит к расшифровке лаконичной формулы «Гамлет-христианин», с которой начинаются«Заметки, планы и наброски» к роману. Эта максима трактуется как трансцендентальная цель, к которой автор ведет героя с первой строки своих замыслов. В контексте темы — «Уже не подросток, еще не князь» — сквозной нитью проходит раскрытие метафорического смысла понятий «подросток» и «князь». Поиск ответов на затронутые вопросы приводит к выводу о том, что метафизическое пространство романа огромно и вмещает в себя не только путь подростка, но и пути развития России и Европы. Ключевые слова: Достоевский, Пушкин, Диккенс, Шекспир, «Подросток», визуаль-ная метафора, князь-Христос, «Рождественская песнь в прозе», «Мальчик у Христа на елке», Гамлет-христианин.
AB - В статье делается попытка ответить на некоторые из многочисленных вопросов, встающих перед читателем одного из самых загадочных романов Достоевского — «Подросток». Что означают, рассыпанные по всему тексту аллюзии на Пушкина, Диккенса, Шекспира и так далее? Каков скрытый смысл стилистики романа, его кинематографической визуальности? И наконец, какой смысл заложен в названии и почему через весь роман проходит тема княжеской фамилии подростка, который при этом — не князь? Эти вопросы прослеживаются через путь главного героя. Определяются причины возникновения его идеи «стать Ротшильдом» и проводится параллель с проблемами «Рождественской песни в прозе» Диккенса. Обнаруживается связь повести Диккенса и романа Достоевского с библейской притчей «О богаче и Лазаре». Момент перелома идеи подростка сравнивается с рождественским рассказом Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Особый интерес представляют приемы «потока сознания», «внутреннего монолога», предвосхищающие открытия модернизма. В фокусе внимания также пластические метафоры, «крупные планы», в которых визуализируются ведущие мотивы произведения. В анализе духовного портрета подростка большая роль отводится не только его «двум отцам», но и школьному товарищу Ламберту, чья полумифологическая фигура получает разные толкования. Вся структура статьи приводит к расшифровке лаконичной формулы «Гамлет-христианин», с которой начинаются«Заметки, планы и наброски» к роману. Эта максима трактуется как трансцендентальная цель, к которой автор ведет героя с первой строки своих замыслов. В контексте темы — «Уже не подросток, еще не князь» — сквозной нитью проходит раскрытие метафорического смысла понятий «подросток» и «князь». Поиск ответов на затронутые вопросы приводит к выводу о том, что метафизическое пространство романа огромно и вмещает в себя не только путь подростка, но и пути развития России и Европы. Ключевые слова: Достоевский, Пушкин, Диккенс, Шекспир, «Подросток», визуаль-ная метафора, князь-Христос, «Рождественская песнь в прозе», «Мальчик у Христа на елке», Гамлет-христианин.
KW - Достоевский, Пушкин, Диккенс, Шекспир, «Подросток», визуаль- ная метафора, князь-Христос, «Рождественская песнь в прозе», «Мальчик у Христа на елке», Гамлет-христианин
UR - http://dostmirkult.ru/images/2021-4/DOST_2021-4.pdf
M3 - статья в журнале по материалам конференции
VL - 4
SP - 88
EP - 123
JO - Dostoevsky and World Culture. Philological Journal
JF - Dostoevsky and World Culture. Philological Journal
SN - 2619-0311
IS - 16
M1 - 5
Y2 - 2 February 2021 through 3 February 2021
ER -
ID: 89127934