DOI

Процессы культурной диффузии как фактор развития русской повседневной культуры веками шли в форме вестернизации и истернизации, и почти на всех этапах русской истории, включая современный, доминировала вестернизация. При этом истернизация очень часто принимала парадоксальные формы вестернизации: 1) восточное влияние на русскую повседневную культуру часто оказывалось через западные страны; 2) из стран Востока импортировались товары, изначально появившиеся в западной культуре, но производимые в дальнейшем в восточных государствах. В отличие от вестернизации истернизация повседневности обычно не влекла за собой изменений структур образа жизни. Причина состояла в том, что импортируемые элементы восточной культуры были глубоко укоренены в качестве элементов цельной системы ментальности, в то время как вестернизация повседневности опиралась на удовлетворении естественных универсальных потребностей в физическом и духовном комфорте, благодаря чему она легко прививалась к любой культуре, порождая своеобразные глокальные гибриды. Восток внедрялся в Россию в двух формах: с одной стороны, это было прямое проникновение в пространство русской повседневности (от нашествия агрессоров до импорта товаров); с другой, Восток регулярно проявлялся в виде мифа, и эти ипостаси частично переплетались (миф стимулировал импорт, выступая инструментом «мягкой силы»). Целью данной статьи является концептуализация категории истернизации российской повседневности как сквозного процесса российской истории.

Переведенное названиеTHE EASTERNIZATION OF RUSSIAN EVERYDAY LIFE: HISTORY AND MODERN TIMES
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)25-41
Число страниц16
ЖурналМИР РОССИИ: СОЦИОЛОГИЯ, ЭТНОЛОГИЯ
Том28
Номер выпуска2
DOI
СостояниеОпубликовано - фев 2019

    Области исследований

  • Американизация, Вестернизация, Глокализация, Идентичность, Истернизация, Миф, Ориентализм, Повседневность

    Предметные области Scopus

  • Демография
  • Развитие
  • Социология и политические науки
  • Экономика и эконометрия

ID: 42733224