Антропологизм и комплексный подход в той или иной степени сохраняются в разные периоды существования Петербургской психологической школы. В. М. Бехтерев более всего интересовался соотношением одаренности и особенностей морфологии мозга. Он пытался объяснить творческие способности особенностями рефлекторной деятельности одаренного человека. В Институте мозга им. В. М. Бехтерева в довоенных исследованиях проблема способностей и одаренности оставалась в повестке дня и разрабатывалась в плане педагогической, общей, дифференциальной психологии и дефектологии. В 1950-е гг. она была предметом исследований Б. Г. Ананьева и его сотрудников в ленинградском НИИ педагогики. В этой работе зародилась педагогическая антропология Ананьева, в частности его концепция обучаемости и последовательности умственного развития школьников. В комплексных исследованиях 1960-х гг. интеллект стал предметом и моделью одаренности. Наряду с этими исследованиями, В. Н. Мясищев и Л. М. Веккер по-своему развивали теорию способностей. Новый шаг был сделан в комплексном исследовании интеллектуального потенциала в 1980-1990 гг. Эмпирически обоснована и применена на практике теория интеллекта как ментального опыта М. А. Холодной.