В статье делается попытка ответить на некоторые из многочисленных вопросов, встающих перед читателем одного из самых загадочных романов Достоевского – «Подросток». Что означают, рассыпанные по всему тексту аллюзии на Пушкина, Диккенса, Шекспира и так далее? Каков скрытый смысл стилистики романа, его «кинематографической» визуальности? И наконец, какой смысл заложен в названии и почему через весь роман проходит тема «княжеской» фамилии подростка, который при этом – «не князь»? Эти вопросы прослеживаются через путь главного героя. Определяются причины возникновения его идеи «стать Ротшильдом» и проводится параллель с проблемами «Рождественской песни в прозе» Диккенса. Обнаруживается связь повести Диккенса и романа Достоевского с библейской притчей «О богаче и Лазаре». Момент перелома «идеи» подростка сравнивается с рождественским рассказом Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Особый интерес представляют приемы «потока сознания», «внутреннего монолога, предвосхищающие открытия модернизма. В фокусе внимания также пластические метафоры, «крупные планы» в которых визуализируются ведущие мотивы произведения. В анализе духовного портрета подростка большая роль отводится не только его «двум отцам», но и школьному товарищу Ламберту, чья полу-мифологическая фигура получает разные толкования. Вся структура статьи приводит к расшифровке лаконичной формулы «Гамлет-христианин», с которой начинаются «Заметки, планы и наброски» к роману. Эта максима трактуется как трансцендентальная цель, к которой автор ведет героя с первой строки своих замыслов. В контексте темы – «Уже не подросток, еще не князь» – сквозной нитью проходит раскрытие метафорического смысла понятий «подросток» и «князь». Поиск ответов на затронутые вопросы приводит к выводу о том, что метафизическое пространство романа огромно и вмещает в себя не только путь подростка, но и пути развития России и Европы.

Язык оригиналарусский
Название основной публикацииРоман Ф.М. Достоевского "Подросток"
Подзаголовок основной публикацииСовременное состояние изучения
РедакторыТатьяна Александровна Касаткина
Место публикацииМ
ИздательИнститут мировой литературы имени А.М. Горького
Страницы275-308
ISBN (печатное издание)978-5-9208-0677-2
СостояниеОпубликовано - 2022
СобытиеМеждународная конференция
РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
- ИМЛИ РАН, Москва, Российская Федерация
Продолжительность: 2 фев 20213 фев 2021
http://imli.ru/konferentsii/anonsy/4347-konferentsiya-roman-f-m-dostoevskogo-podrostok-sovremennoe-sostoyanie-izucheniya

конференция

конференцияМеждународная конференция
РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
Сокращенное названиеРОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородМосква
Период2/02/213/02/21
Сайт в сети Internet

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • Достоевский, Пушкин, Диккенс, Шекспир, подросток, визуальная метафора, «князь-Христос», «Рождественская песнь в прозе», «Мальчик у Христа на елке», «Гамлет-христианин».

ID: 99686133