В статье рассматриваются ценностные предпосылки российской гуманитарной науки в контексте консервативной парадигмы в России. Выявляются важнейшие ценности консерватизма: онтологизм, традиционализм, этикоцентризм, историзм. Анализируется концепция славянофильства, представленная работами А. С. Хомякова, К. С. и И. С. Аксаковых, И. В Киреевского, Ю. Ф Самарина. Выявляются принципиальные для философии славянофильства категории: соборность, «живое знание» и др. Особое место в статье занимает анализ полемики славянофилов Ю. Ф. Самарина, К. С. Аксакова, И. В. Киреевского и западника Б.Н. Чичерина по проблеме российского просвещения. Делается вывод о том, что данная полемика во многом была связана с осмыслением аксиологических предпосылок гуманитарной науки, национальных и социокультурных аспектов развития России, отражала некоторые реальные проблемы формирования отечественной гуманитарной науки. Предметом исследования является также концепция евразийства, концепций Н. С. Трубецкого, Н. Н. Алексеева, П. Н Савицкого и др. Их работы были посвящены проблеме историко-культурной специфики российской и европейской гуманитарной науки. В статье приводятся суждения Н. С. Трубецкого о доктринальных особенностях и аксиологических основаниях европейской гуманитарной науки. Конкретно аргументируется, что евразийцы разрабатывали новую парадигму гуманитарной науки, основанную на категориях месторазвитие, идеократия, гарантийное государство, они предложили оригинальную историософию и социологию в процессе критики западнической методологии гуманитарной науки. Выводы евразийцев могут быть актуализированы в контексте развития современной гуманитарной науки.
Переведенное названиеAXIOLOGY OF THE HUMANITIES IN RUSSIAN CONSERVATISM
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)99-108
ЖурналКОНФЛИКТОЛОГИЯ
Том16
Номер выпуска4
СостояниеОпубликовано - дек 2021

ID: 90272339