Цель cтатьи — выделить и обсудить некоторые тенденции современных дискуссий относительно теоретических принципов и парадигм формирования элитарных моделей образова¬ния в современных западных странах. Одна из особенностей совре¬менного научного дискурса состоит в том, что взаимосвязь концеп¬ций элитарной политики с теоретическими проблемами образования, хорошо просматривающаяся в историческом плане и прочно зафиксированная в политической философии, далеко не всег¬да становится объектом внимания ученых. До недавнего времени ученые и политики редко обращали внимание на проблему, каким об¬разом влиятельные социальные группы обеспечивают себе институ¬циональные и практические преимущества в сфере образования. Отсутствие у специалистов в области образования сколько-нибудь ярко выраженного интереса к проблемам социального неравенства было характерно как для западной, так и для отечественной поли¬тической науки, в особенности в тех ее сегментах, которые были связаны с различными вопросами «перехода к демократии» бывших социалистических стран.