Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Эмоциональная саморегуляция дошкольников и детско-родительские отношения. / Савенышева, С.С.; Смирнова, Н.Н.; Жаркова, А.В.
в: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, Том 9, № 1(33), 31.03.2020, стр. 48-57.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Эмоциональная саморегуляция дошкольников и детско-родительские отношения
AU - Савенышева, С.С.
AU - Смирнова, Н.Н.
AU - Жаркова, А.В.
N1 - Савенышева С. С., Смирнова Н. Н., Жаркова А. В. Эмоциональная саморегуляция дошкольников и детско-родительские отношения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 48–57. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-48-57
PY - 2020/3/31
Y1 - 2020/3/31
N2 - Цель исследования, представленного в статье, состоит в изучении особенностей стратегий эмоциональной саморегуляции(ЭС) дошкольников в связи с особенностями эмоциональногодетско-родительского взаимодействия и отклонениями в воспитании родителей. Предположительно развитие эмоциональнойсаморегуляции дошкольника зависит от его пола; отрицательноокрашенное и не поддерживающее взаимодействие родителей сребенком определяют менее зрелые способы ЭС дошкольников;взаимосвязь стратегий ЭС и детско-родительских отношенийзависит от пола ребенка и родителя. В исследовании принялиучастие 143 дошкольника в возрасте 5–7 лет (М = 6,0), из которых75 мальчиков и 67 девочек, 218 родителей (140 матерей и 80 отцов) и 8 воспитателей. Для изучения особенностей саморегуляции были использованы методика «Диагностика эмоциональнойсаморегуляции дошкольника» (Н. Н. Смирнова, С. С. Савенышева)и анкеты диагностики стратегий эмоциональной саморегуляциидошкольников для родителей и для воспитателей; для изучениядетско-родительских отношений использовались «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (А. И. Захарова), методика «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис). Показано, что в старшем дошкольномвозрасте конструктивные стратегии уже преобладают над неконструктивными. Девочки в старшем дошкольном возрасте характеризуются более конструктивными и более зрелыми стратегиями эмоциональной саморегуляции по сравнению с мальчиками.Выявлено, что большая частота использования дошкольникамиконструктивных стратегий эмоциональной саморегуляции определяется принятием и близостью с ребенком со стороны матери,ее родительской зрелостью и позитивным фоном эмоционального взаимодействия с отцом. Использование дошкольниками поведенческих стратегий эмоциональной саморегуляции связано спозитивным эмоциональным фоном взаимодействия обоих родителей, эмоциональной поддержкой со стороны матери, а также с низкой выраженностью проекции на ребенка нежелательныхкачеств матерью.
AB - Цель исследования, представленного в статье, состоит в изучении особенностей стратегий эмоциональной саморегуляции(ЭС) дошкольников в связи с особенностями эмоциональногодетско-родительского взаимодействия и отклонениями в воспитании родителей. Предположительно развитие эмоциональнойсаморегуляции дошкольника зависит от его пола; отрицательноокрашенное и не поддерживающее взаимодействие родителей сребенком определяют менее зрелые способы ЭС дошкольников;взаимосвязь стратегий ЭС и детско-родительских отношенийзависит от пола ребенка и родителя. В исследовании принялиучастие 143 дошкольника в возрасте 5–7 лет (М = 6,0), из которых75 мальчиков и 67 девочек, 218 родителей (140 матерей и 80 отцов) и 8 воспитателей. Для изучения особенностей саморегуляции были использованы методика «Диагностика эмоциональнойсаморегуляции дошкольника» (Н. Н. Смирнова, С. С. Савенышева)и анкеты диагностики стратегий эмоциональной саморегуляциидошкольников для родителей и для воспитателей; для изучениядетско-родительских отношений использовались «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (А. И. Захарова), методика «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис). Показано, что в старшем дошкольномвозрасте конструктивные стратегии уже преобладают над неконструктивными. Девочки в старшем дошкольном возрасте характеризуются более конструктивными и более зрелыми стратегиями эмоциональной саморегуляции по сравнению с мальчиками.Выявлено, что большая частота использования дошкольникамиконструктивных стратегий эмоциональной саморегуляции определяется принятием и близостью с ребенком со стороны матери,ее родительской зрелостью и позитивным фоном эмоционального взаимодействия с отцом. Использование дошкольниками поведенческих стратегий эмоциональной саморегуляции связано спозитивным эмоциональным фоном взаимодействия обоих родителей, эмоциональной поддержкой со стороны матери, а также с низкой выраженностью проекции на ребенка нежелательныхкачеств матерью.
KW - эмоциональная саморегуляция
KW - дошкольники
KW - детско-родительское эмоциональное взаимодействие
KW - отклонения в воспитании
KW - конструктивные стратегии эмоциональной саморегуляции
KW - emotional self-regulation
KW - preschool children
KW - parentchild emotional interaction
KW - deviations in education
KW - constructive strategies of emotional self-regulation
UR - https://akmepsy.sgu.ru/sites/akmepsy.sgu.ru/files/2020/04/journal_full/akmeologiya_2020_1_0.pdf
M3 - статья
VL - 9
SP - 48
EP - 57
JO - ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
JF - ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
SN - 2304-9790
IS - 1(33)
ER -
ID: 53182788