Предметом рассмотрения в статье является описание запахового образа женщины в контексте романтических отношений между полами, понимаемых как выражение трепетных чувств друг к другу. Автор анализирует текстовые фрагменты художественных произведений, описывающие сцены общения влюбленных. Анализ показывает, что главной тематической сферой при описании естественной женской ольфакторности является номинация физиологического воздействия на партнера, ощущающего экзистенциальную необходимость восприятия запаха любимой женщины, рождающего желание физической близости. Для вербализации такого воздействия используются метафоры, представляющие запах женщины агрессором, действующим безапелляционно, без оглядки на ситуацию встречи с ним. Важным средством описания женской ольфакторности в романтическом дискурсе являются так называемые синестэмии или запахо-эмоциональные синестезии, представляющие запах как поддерживающую жизнь пищу, как утоляющий запах напиток или как некое покрывало, окутывающее возлюбленную невидимым облаком.Отдельный изобразительный ряд обонятельной оценки естественного запаха женщины представлен стереотипными сравнениями с цветами и фруктами, т.е. образами, традиционно представляемыми как источники чарующего аромата. При этом основными «носителями» запаха являются волосы и открытая кожа женщины как главные источники феромонного сигнала.
В заключении статья построена когнитивная модель женской ольфакторности, соединяющая все описанные языковые факты в единый, логически связанный сценарий.