В статье рассматриваются трансформации образования в цифровую эпоху: во-первых, выявление причин кризисных явлений в системе образования; во-вторых, анализ онлайн-курсов как инструментов организации современных образовательных пространств; в-третьих, воздействие электронных образовательных технологий на субъектов образовательного процесса; в-четвертых, актуализация смысловых практик обучения, основанных на личностном взаимопонимании ученика и учителя. Выводы и результаты исследования состоят в следующем: 1) если слово воздействует на мышление благодаря значению, то аудиовизуальные медиа возбуждают желания, формируют «клиповое сознание»; 2) новые медиа, с одной стороны, открывают возможности развития визуальных и эмоциональных способностей учащихся, а с другой — блокируют живое межличностное общение; 3) для развития рефлексивного опыта новые образовательные программы должны быть дополнены герменевтическими и семиотическими техниками обучения, способствующими пониманию смысла, обеспечивающими живое межличностное общение; 4) повышение производительности образования путем внедрения цифровых технологий сопровождается усилением электронного контроля и управления; 5) необходимо создание такой педагогической атмосферы, в которой культивируются свобода и ответственность, доверие и дружба.