Документы

Одной из особенностей русского эмпириокритицизма является введение понятия «жизнь» в качестве фундаментальной философской категории, позволяющей обосновать наличие когнитивного доступа к реальности. На Западе и Авенариус, и Мах, а также их последователи считали такую задачу заведомо невыполнимой, полагая, что всякий разговор о безусловном непременно приведет к реставрации метафизики. В России же сторонники второго позитивизма попытались, с одной стороны, найти такое основание, а с другой, не допустить возврата к метафизике. Показываются специфические черты «жизни», позволяющие использовать этот термин в контексте позитивной философии: 1) эмпирическое происхождение содержания данного понятия, обусловливающее тождество мысли и жизни; 2) акцент на конкретном, случайном без противопоставления его всеобщему и необходимому; 3) возможность преодоления метафизического дуализма и построения научной (позитивной) философии. Анализируется «философия жизни», представленная в статье С. Суворова, открывающей сборник «Очерки реалистического мировоззрения» (1905), и делается вывод о том, что проблематика жизни является характерной для второго позитивизма в России в целом.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)84–94
Число страниц11
ЖурналВече: Ежегодник русской философии и культуры
СостояниеОпубликовано - 2020

    Области исследований

  • русский позитивизм, эмпириокритицизм, научная философия, философия жизни, история русской философии

ID: 91765493