Статья посвящена анализу проблемы конфликта в западноевропейской философии. В этой связи исследуются различные эпохи западноевропейской философии. Анализируются концепции Платона и Аристотеля и аргументируется, что античная философия конфликта была построена на синтезе мифологических и философских воззрений, которые исходили из представлений о необходимости гармонии в отношениях человека с природой и справедливости при проведении социальной политики в государстве. Исходя из этого и причины революции в обществе виделись в нарушении данного равновесия. Рассматривается и понимание конфликта в Средневековье в контексте христианской этики. Показано, что данное представление во многом определялось противопоставлением души и тела, учением о греховной природе человека. Данную философию можно определить как концепцию внутриличностных конфликтов, которая требовала выработки соответствующих медиативных практик, возникших в эту эпоху. Анализируются концепции конфликта в Новое и Новейшее время, в частности философия Локка, Канта, Милля, Гегеля и Маркса, а также конфликтология Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Дарендорфа. Показано, что рационалистическая философия человека и этика эгоизма во многом способствовали развитию теории личности, в которой противоречивость ее сущности рассматривается как естественное и позитивное состояние, способствующее прогрессу общества. Понятия конституционализма, демократии и правового государства отразили фундаментальные перемены в философии конфликта. На этой основе разрабатываются теоретические и практические предпосылки конфликтологии.
Переведенное названиеTHE PROBLEM OF CONFLICT IN THE HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL DIMENSION
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)142-150
ЖурналВестник Санкт-Петербургского университета Философия и конфликтология
Том34
Номер выпуска2
СостояниеОпубликовано - 2018

ID: 41129396