«Исход Марии», один из первых в христианской литературе текстов, где образ Богоматери используется в антииудейской полемике. В докладе устанавливаются и анализируются источники рассказа о прениях иудеев и христиан в Иерусалиме, содержащегося в этом сирийском апокрифе, датируемом нами временем между 431 и 451 гг.
Во-первых, дается сопоставительный анализ этого рассказа с текстом средневекового мидраша «Смерть Моисея» и отрывком из «Стромат» Климента Александрийского. Выявленные сюжетные, смысловые и образные параллели являются доказательством того, что «Исход Марии», как и вообще литературная традиция рассказов об Успении Богородицы, формировались под влиянием разноязычных версий легенд об исходе из Египта и Моисее, а сам праздник Успения рассматривался как третья или «Богородичная Пасха».
Во-вторых, рассматривается отрывок из ветхозаветного апокрифа «Завещание Адама», который был заимствован автором сирийского текста «Исход Марии» и включен им в состав этого сирийского произведения. «Исход Марии» является древнейшим текстологическим свидетельством, способствующим датировке и определяющим использование ветхозаветного сюжета христианским автором. Выявлены объем заимствования, характер и особенности заимствованного раздела, а также раскрыто богословское значение использованного автором «Исхода Марии» текста.
Анализ ветхозаветных апокрифических источников, использованных автором «Исхода Марии», с одной стороны, позволяет лучше понять идейный замысел составителя компиляции, с другой стороны, представить, каким образом в христианской литературе древности начинает формироваться идейно-образная система представлений о Богородице и складывается ее культ.