Статья посвящена проблемам процесса формирования Дао-цзяо (Учение о Дао) как культурно-идеологического направления, которое сложилось на протяжении III-VI вв. (эпоха Шести династий, Лючао) и квалифицируется в настоящее время в качестве национальной религии китайцев. Начальную стадию этого процесса соотносят с первыми веками н. э., конкретнее, со временем агонии и гибели империи Поздняя (Восточная) Хань (25-220), составляющей вторую половину эпохи Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.), и с периодом административно-территориальной раздробленности страны - Троецарствие (Саньго, 220/222-264/280), открывающим эпоху Шести династий. А важнейшим в данном случае событием полагают возникновение школы Небесных наставников ( Тяньши-дао ). Опираясь на светскую историографическую литературу, в первую очередь «Сань го чжи» («Трактат о Трех царствах») и «Хоу Хань шу» («Книга о Поздней Хань»), и на новейшие исследования китайских и западных ученых, автор доказывает значимость в процессе формирования Дао-цзяо низовых (массовых) религиозных движений и организаций. Именно в них не только впервые отчетливо проявилась тенденция к институациализации «прото-даосских» верований и практик, но и шла подготовка паствы для будущих «ортодоксальных» даосских институтов, что заложило принципы взаимодействия даосского духовенства и широких слоев населения. Такое участие низовых религиозных форм в процессе формирования Дао-цзяо как раз и позволило тому стать подлинно национальной религией, пронизывающей духовную жизнь всего китайского общества.