Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Китайское божество Цэ-шэнь: генезис образа. / Сторожук, Александр Георгиевич.
в: ВЕСТНИК НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ, ФИЛОЛОГИЯ, Том 16, № 4, 2017, стр. 36—43.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Китайское божество Цэ-шэнь: генезис образа
AU - Сторожук, Александр Георгиевич
PY - 2017
Y1 - 2017
N2 - Божество отхожего места Цэ-шэнь является одним из наиболее известных второстепенных божеств китайской простонародной религии. Его особенная роль во время гаданий на Празднике Фонарей неоднократно была отражена как в собраниях классических рассказов и записок, так и в специальных исследованиях по китайским верованиям. Зачастую дух отхожего места неразрывно связывается с Пурпурной Девой - Цзы-гу, которая трактуется как обожествление реальной исторической фигуры - Ци-фужэнь, последней супруги основателя династии Хань Лю Бана. Вместе с тем, в дотанских и танских текстах, посвященных народным верованиям, история Ци-тайхоу впрямую никак не отражена. Бог отхожего места описывается по-разному, часто в зооморфной ипостаси; если же в антропоморфной - то отнюдь не только в женском воплощении, но и в мужском. Его функционал напрямую связан с ролью медиатора между миром живых и мертвых, откуда и символика отхожего места приобретает черты особого пространства, где любой знак несет предсказательную функцию. В этом бытование образа Цэ-шэня оказывается родственным образу духа Банника из русского фольклора, что дает возможность для ряда кросскультурных обобщений.
AB - Божество отхожего места Цэ-шэнь является одним из наиболее известных второстепенных божеств китайской простонародной религии. Его особенная роль во время гаданий на Празднике Фонарей неоднократно была отражена как в собраниях классических рассказов и записок, так и в специальных исследованиях по китайским верованиям. Зачастую дух отхожего места неразрывно связывается с Пурпурной Девой - Цзы-гу, которая трактуется как обожествление реальной исторической фигуры - Ци-фужэнь, последней супруги основателя династии Хань Лю Бана. Вместе с тем, в дотанских и танских текстах, посвященных народным верованиям, история Ци-тайхоу впрямую никак не отражена. Бог отхожего места описывается по-разному, часто в зооморфной ипостаси; если же в антропоморфной - то отнюдь не только в женском воплощении, но и в мужском. Его функционал напрямую связан с ролью медиатора между миром живых и мертвых, откуда и символика отхожего места приобретает черты особого пространства, где любой знак несет предсказательную функцию. В этом бытование образа Цэ-шэня оказывается родственным образу духа Банника из русского фольклора, что дает возможность для ряда кросскультурных обобщений.
KW - Китай
KW - верования
KW - ЛИТЕРАТУРА
KW - ИСТОРИЯ
KW - ПРОСТОНАРОДНАЯ РЕЛИГИЯ
KW - ЦЗЫ-ГУ
KW - БОЖЕСТВО ОТХОЖЕГО МЕСТА
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=28944439
M3 - статья
VL - 16
SP - 36—43
JO - Vestnik Novosibirskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Seriya: Istoriya, Filologiya
JF - Vestnik Novosibirskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Seriya: Istoriya, Filologiya
SN - 1818-7919
IS - 4
ER -
ID: 11457444