Документы

DOI

Автор рассматривает творческие поиски мастеров искусств – М. В. Матюшина, К. С. Малевича, А. Е. Крученых, Н. Б. Обухова, И. А. Вышнеградского, обращавшихся в первой половине ХХ в. к старинному жанру мистерии. На основе сопоставления и сравнения итогов индивидуальных творческих поисков в статье раскрывается актуальность и художественная значимость мистериальных проектов «Книга жизни» и «День бытия», которые контрастируют с опытом коллективного манифеста футуризма «Победа над солнцем». Так функционирует компаративистский подход в гуманитарной науке. Названные произведения играют роль своеобразных маркеров – индикаторов духовности в культурном пространстве той эпохи.
Исследовательская установка статьи состоит в анализе цели каждого из мистериальных проектов, в выявлении смысла той или иной реконструкции старинного жанра.
Методология исследования не замыкается лишь на музыке и методах аналитического музыкознания; она имеет междисциплинарный и трансдисциплинарный характер, основанный на идее синтеза искусствоведческих наук – от культурологии до музыкальной философии, теологии.
Автором статьи сделаны выводы:
• О новых формах решения сценического и звукового пространства мистерий, о признаках нового понимания времени, человека и человечества;
• О взаимодействии человеческого сознания с космосом и души – с Богом.
В пользу научной новизны и значимости представленной темы приводится тезис об интеграции авторского голоса в пространство художественного текста произведений. Компаративистский метод анализа творческих устремлений Н. Б. Обухова и И. А. Вышнеградского позволяет обнаружить духовное измерение как особенность парадигмы взаимоотношений творческого сознания с истинами христианства.
Язык оригиналарусский
Номер статьи3
Страницы (с-по)320-332
Число страниц13
ЖурналВЕСТНИК СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
Том66
DOI
СостояниеОпубликовано - 28 дек 2022

    Области исследований

  • компаративистский метод, междисциплинарные исследования, мистерия, авангард, Матюшин, Обухов, Вышнеградский

ID: 101479136