Изучение истории науки и техники является важной составляющей современного высшего образования, что признается как профессиональным сообществом, так и властью. Это делает актуальным ретроспективный анализ опыта преподавания данной дисциплины, который может способствовать ее конструктивному изучению в настоящее время. Одним из ключевых сюжетов в данном контексте является вопрос о влиянии на его развитие властных установок и идеологизации в советский период. В частности, речь идет о развернувшейся в позднесталинский период кампании по борьбе за отечественные приоритеты в науке и технике, направленной на борьбу с низкопоклонством перед западной наукой. Настоящее исследование опирается на широкую источниковую базу, основу которой составили опубликованные законодательные документы, публицистика, а также материалы собраний парторганизаций и партийных комитетов ряда вузов Ленинграда, хранящиеся в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга. В результате рассмотрения хода кампании и ее последствий для высшего образования автор пришел к выводу, что даже формальное следование предъявляемым к преподавательскому сообществу и студенчеству требованиям означало существенные изменения в научной и учебной работе. Были пересмотрены учебники и программы курсов, жесткому регулированию подвергались научные работы преподавателей, а сами они могли стать объектами резкой критики и осуждения. Таким образом, кампания привела к тому, что по сути правильная идея отстаивания национальных достижений и сохранения памяти о великих представителях отечественной научной мысли зачастую заменялась грубым научным ревизионизмом. Она со всей очевидностью продемонстрировала не только опасность, но и обреченность на провал агрессивного государственного вмешательства и идеологизации истории науки и техники.