Документы

В статье рассматривается история киноотражений (экранизаций, киноадаптаций и пр.) романа Т. Драйзера «Американская трагедия». Ключевым концептом анализа выбран концепт миража (фантазма). Именно недостижимое и малоосознанное
желание к миражам богатства и роскоши руководит поведением Клайда Гриффитса
в романе, одним из черновых названий которого был «Мираж». Таким же иллюзорным, фантазматическим характером отмечена история попыток экранизации романа
при жизни писателя: сценарий Сергея Эйзенштейна, одобренный автором, был отклонен Голливудом, фильм Джозефа фон Штернберга, элиминировавшего социологические мотивы, был в штыки встречен автором, проигравшим судебный процесс.
Послевоенная киноадаптация Джорджа Стивенса «Место под солнцем», перенесшая
действие романа в более свободное от классовой стратификации начало 1950-х, стала
трагической историей о любви и о желании героя раствориться в фантазмах, навязываемых инливидууму обществом через массовую культуру (кино) и рекламу. Именно
«Месту под солнцем» суждено было стать культовым фильмом и среди киноинтеллектуалов (Жан-Люк Годар) и среди массового кинозрителя, воплощение которого
можно видеть в главном герое романа С. Эриксона «Зеровилль» и одноименного
фильма Дж. Франко. История взаимоотношений драйзеровского текста с кинематографом гипостазирует бартовскую «смерть автора»: апроприируя документализированный текст реально-исторического автора, кинематограф с течением времени все
в большей степени превращает этот текст в пространство интертекстуальной игры,
из которого реальный автор устраняется и становится «миражом», видимым лишь
читателям, знакомым с драйзеровским романом
Переведенное названиеCinematic Mirages of Theodore Dreiser
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)248-270
ЖурналЛИТЕРАТУРА ДВУХ АМЕРИК
Том11
СостояниеОпубликовано - 21 дек 2021
СобытиеВ.В.Набоков и трансатлантические связи в американской и европейской культуре - Факультет Свободных Искусство и Наук (Особняк Бобринских), С-Петербург, Российская Федерация
Продолжительность: 14 мая 202116 мая 2021

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • Драйзер, «Американская трагедия», С.М. Эйзенштейн, Дж. Штернберг, Джордж Стивенс, «Место под солнцем», киноадаптации, мираж/фантазм.

ID: 90470913