В статье анализируются балетные постановки Бориса Эйфмана напрямую или опосредованно связанные с Достоевским. Создатель «психологического театра танца», открывший новые возможности хореографии, как искусства философского, способного проникнуть вглубь личности, в тайники человеческой души, обращается к таким романам как «Идиот», «Братья Карамазовы». Однако, в балете «Онегин» по мотивам романа в стихах А.С. Пушкина, хореограф вступает в полемику с Достоевским. В своей «Пушкинской речи» писатель утверждал, что Онегин «не способен любить», что во второй части романа он «ослеплен» Татьяной, потому только что встречает ее «в новой блестящей недосягаемой обстановке», где ей «поклоняется свет» и что, вообще, Пушкин лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны.
Постановщик балета увидел героя поэмы иным. В его трактовке Онегин к моменту встречи в «блестящей обстановке» начинает понимать, что такое любовь. Борис Эйфман вскрывает возможность духовного роста Евгения через боль тех ран, которые он нанес и себе самому, убив на дуэли друга. Парадоксальным образом, споря с Достоевским, хореограф утверждает формулу Достоевского – «преступление и наказание», где наказание и осознание вины – глубинный психологический процесс, способствующий нравственному перерождению человека. Таким образом, этот концептуальный хореографический спор обернулся не столько полемикой, сколько согласием с Достоевским, хотя и вопреки Достоевскому. Иными словами, Эйфман спорит с писателем, оставаясь преданным его последователем.
Отдельные положения статьи раскрыты автором под другим углом зрения и более подробно в книге "Театр Эйфмана. Иное пространство слова" (СПБ, 2014) и в летописи "Магический театр танца" (выход в печати до конца 2020 г).

Язык оригиналарусский
Название основной публикацииДостоевский и мировая культура
Подзаголовок основной публикацииПетербургский альманах
РедакторыБорис Николаевич Тихомиров
Место публикацииСанкт-Петербург
ИздательЛитературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге
Глава2
Страницы95 - 113
Число страниц19
Том38
ИзданиеПетербургский альманах
ISBN (печатное издание)ISSN 1561-2031
СостояниеОпубликовано - дек 2020

Серия публикаций

НазваниеДостоевский и мировая культура. Петербургский альманах
ИздательЛитературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского. Серебряный век. Санкт-Петербург
Номер38
ISSN (печатное издание)1561-2031

    Области исследований

  • Достоевский Ф.М., Пушкин А.С., Борис Эйфман, Хореография, «Евгений Онегин», «Идиот», «Карамазовы», «Тереза Ракен», «Дон Кихот», «По ту сторону греха», «Чайковский»

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

ID: 76691166