В статье предпринимается попытка раскрыть феномен культурной травмы через концепт «утраты», который позволяет подходить к рассмотрению культурной травмы через функциональную универсализацию значений. Травма противопоставляется жертве как феномену культуры, но обе они описываются как утраты. Жертва - утрата, которая предполагает признание невозвратности, в то время как травма оказывается актуализована невозможностью принятия утраты. Травма не позволяет отказаться от травматического переживания реальности, которое задействует механизмы исторической или индивидуальной памяти, построенные на конструировании прошедшей реальности. Любая утрата (и жертва и травма) разворачивается исторически, т.е. нарративно. Утрата сама по себе нейтральна, разворачивание ее зависит от избранного вектора ее конструирования (как жертва или как травма), от того, какие элементы в процессе актуализации усиливаются, а какие вытесняются. Учитывая все это, можно утверждать конструктивный характер утраты. В основе каждого конкретного конструкта утраты лежит соответствующий синтаксис.