Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{3518037e50bc4662b35c95ac87277356,
title = "ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА: ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК (КРУГЛЫЙ СТОЛ КАФЕДРЫ ЭТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)",
abstract = "Данная статья посвящена результатам обсуждения на кафедре этики Санкт-Петербургского государственного университета особенностей преподавания учебных дисциплин в рамках университетских образовательных программ «Прикладная этика» (бакалавриат и магистратура). В центре внимания находятся вопросы о том, как можно сочетать фундаментальную теоретическую подготовку, основанную на традициях истории моральной философии и современных этических концепциях, с изучением проблем современных прикладных этик. С одной стороны, это обеспечивается структурой изучаемых курсов. С другой стороны, большинство учебных дисциплин имеют не только теоретическую, но и практическую составляющую. Участники дискуссии на примерах преподавания таких учебных курсов, как «История этики», «Биоэтика», «Этика воспитания», «Этика добродетелей», «Социология морали», выявили следующие группы учебно-методических практик для решения обозначенной задачи. Во-первых, использование в учебном процессе многообразных методик по модели ситуационного анализа или кейс-стади. Это включает опыт обсуждения и решения «открытых моральных проблем», моральных дилемм и ситуаций нравственных конфликтов. Существенным обстоятельством при организации учебного процесса является использование не только знания теоретических этических концепций и терминологии, но и использование доступных эмпирических данных и материалов публичных дискуссий. Во-вторых, обучение практической деятельности в области прикладных этик. Наиболее успешными оказываются выполнение студентами учебных заданий по разработке проектов этических кодексов и проведение этической экспертизы различных явлений социальной и культурной жизни. Представленный опыт позволяет заключить, что такой способ организации образования позволяет обеспечить сочетание теоретической и практической составляющих, а также поддерживать актуальность его содержания.",
keywords = "биоэтика, этика, педагогика, ЭТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ, теоретическая этика, ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, прикладная этика, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ, кейс-стади, моральные дилеммы, applied ethics, case study, educational practices, ethical education, ethical knowledge, moral dilemmas, theoretical ethics",
author = "Артемов, {Георгий Петрович} and Барташевич, {Татьяна Юрьевна} and Бродский, {Александр Иосифович} and Держивицкий, {Евгений Викторович} and Ковалева, {Татьяна Викторовна} and Ларионов, {Игорь Юрьевич} and Овчинникова, {Елена Анатольевна} and Перов, {Вадим Юрьевич} and Положенцев, {Андрей Михайлович}",
note = "Publisher Copyright: {\textcopyright} 2022, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. All rights reserved.",
year = "2022",
doi = "10.21146/2074-4870-2022-22-1-135-157",
language = "русский",
volume = "22",
pages = "135--157",
journal = "ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ",
issn = "2074-4870",
publisher = "Институт философии РАН",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА

T2 - ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК (КРУГЛЫЙ СТОЛ КАФЕДРЫ ЭТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

AU - Артемов, Георгий Петрович

AU - Барташевич, Татьяна Юрьевна

AU - Бродский, Александр Иосифович

AU - Держивицкий, Евгений Викторович

AU - Ковалева, Татьяна Викторовна

AU - Ларионов, Игорь Юрьевич

AU - Овчинникова, Елена Анатольевна

AU - Перов, Вадим Юрьевич

AU - Положенцев, Андрей Михайлович

N1 - Publisher Copyright: © 2022, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. All rights reserved.

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Данная статья посвящена результатам обсуждения на кафедре этики Санкт-Петербургского государственного университета особенностей преподавания учебных дисциплин в рамках университетских образовательных программ «Прикладная этика» (бакалавриат и магистратура). В центре внимания находятся вопросы о том, как можно сочетать фундаментальную теоретическую подготовку, основанную на традициях истории моральной философии и современных этических концепциях, с изучением проблем современных прикладных этик. С одной стороны, это обеспечивается структурой изучаемых курсов. С другой стороны, большинство учебных дисциплин имеют не только теоретическую, но и практическую составляющую. Участники дискуссии на примерах преподавания таких учебных курсов, как «История этики», «Биоэтика», «Этика воспитания», «Этика добродетелей», «Социология морали», выявили следующие группы учебно-методических практик для решения обозначенной задачи. Во-первых, использование в учебном процессе многообразных методик по модели ситуационного анализа или кейс-стади. Это включает опыт обсуждения и решения «открытых моральных проблем», моральных дилемм и ситуаций нравственных конфликтов. Существенным обстоятельством при организации учебного процесса является использование не только знания теоретических этических концепций и терминологии, но и использование доступных эмпирических данных и материалов публичных дискуссий. Во-вторых, обучение практической деятельности в области прикладных этик. Наиболее успешными оказываются выполнение студентами учебных заданий по разработке проектов этических кодексов и проведение этической экспертизы различных явлений социальной и культурной жизни. Представленный опыт позволяет заключить, что такой способ организации образования позволяет обеспечить сочетание теоретической и практической составляющих, а также поддерживать актуальность его содержания.

AB - Данная статья посвящена результатам обсуждения на кафедре этики Санкт-Петербургского государственного университета особенностей преподавания учебных дисциплин в рамках университетских образовательных программ «Прикладная этика» (бакалавриат и магистратура). В центре внимания находятся вопросы о том, как можно сочетать фундаментальную теоретическую подготовку, основанную на традициях истории моральной философии и современных этических концепциях, с изучением проблем современных прикладных этик. С одной стороны, это обеспечивается структурой изучаемых курсов. С другой стороны, большинство учебных дисциплин имеют не только теоретическую, но и практическую составляющую. Участники дискуссии на примерах преподавания таких учебных курсов, как «История этики», «Биоэтика», «Этика воспитания», «Этика добродетелей», «Социология морали», выявили следующие группы учебно-методических практик для решения обозначенной задачи. Во-первых, использование в учебном процессе многообразных методик по модели ситуационного анализа или кейс-стади. Это включает опыт обсуждения и решения «открытых моральных проблем», моральных дилемм и ситуаций нравственных конфликтов. Существенным обстоятельством при организации учебного процесса является использование не только знания теоретических этических концепций и терминологии, но и использование доступных эмпирических данных и материалов публичных дискуссий. Во-вторых, обучение практической деятельности в области прикладных этик. Наиболее успешными оказываются выполнение студентами учебных заданий по разработке проектов этических кодексов и проведение этической экспертизы различных явлений социальной и культурной жизни. Представленный опыт позволяет заключить, что такой способ организации образования позволяет обеспечить сочетание теоретической и практической составляющих, а также поддерживать актуальность его содержания.

KW - биоэтика

KW - этика

KW - педагогика

KW - ЭТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

KW - теоретическая этика

KW - ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

KW - прикладная этика

KW - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

KW - кейс-стади

KW - моральные дилеммы

KW - applied ethics

KW - case study

KW - educational practices

KW - ethical education

KW - ethical knowledge

KW - moral dilemmas

KW - theoretical ethics

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85135739390&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/f1f682e6-f600-3d00-b546-fab8336c981d/

U2 - 10.21146/2074-4870-2022-22-1-135-157

DO - 10.21146/2074-4870-2022-22-1-135-157

M3 - статья

AN - SCOPUS:85135739390

VL - 22

SP - 135

EP - 157

JO - ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

JF - ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

SN - 2074-4870

IS - 1

ER -

ID: 98404610