Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА : ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК (КРУГЛЫЙ СТОЛ КАФЕДРЫ ЭТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА). / Артемов, Георгий Петрович; Барташевич, Татьяна Юрьевна; Бродский, Александр Иосифович; Держивицкий, Евгений Викторович; Ковалева, Татьяна Викторовна; Ларионов, Игорь Юрьевич; Овчинникова, Елена Анатольевна; Перов, Вадим Юрьевич; Положенцев, Андрей Михайлович.
In: ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, Vol. 22, No. 1, 2022, p. 135-157.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА
T2 - ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК (КРУГЛЫЙ СТОЛ КАФЕДРЫ ЭТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
AU - Артемов, Георгий Петрович
AU - Барташевич, Татьяна Юрьевна
AU - Бродский, Александр Иосифович
AU - Держивицкий, Евгений Викторович
AU - Ковалева, Татьяна Викторовна
AU - Ларионов, Игорь Юрьевич
AU - Овчинникова, Елена Анатольевна
AU - Перов, Вадим Юрьевич
AU - Положенцев, Андрей Михайлович
N1 - Publisher Copyright: © 2022, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. All rights reserved.
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Данная статья посвящена результатам обсуждения на кафедре этики Санкт-Петербургского государственного университета особенностей преподавания учебных дисциплин в рамках университетских образовательных программ «Прикладная этика» (бакалавриат и магистратура). В центре внимания находятся вопросы о том, как можно сочетать фундаментальную теоретическую подготовку, основанную на традициях истории моральной философии и современных этических концепциях, с изучением проблем современных прикладных этик. С одной стороны, это обеспечивается структурой изучаемых курсов. С другой стороны, большинство учебных дисциплин имеют не только теоретическую, но и практическую составляющую. Участники дискуссии на примерах преподавания таких учебных курсов, как «История этики», «Биоэтика», «Этика воспитания», «Этика добродетелей», «Социология морали», выявили следующие группы учебно-методических практик для решения обозначенной задачи. Во-первых, использование в учебном процессе многообразных методик по модели ситуационного анализа или кейс-стади. Это включает опыт обсуждения и решения «открытых моральных проблем», моральных дилемм и ситуаций нравственных конфликтов. Существенным обстоятельством при организации учебного процесса является использование не только знания теоретических этических концепций и терминологии, но и использование доступных эмпирических данных и материалов публичных дискуссий. Во-вторых, обучение практической деятельности в области прикладных этик. Наиболее успешными оказываются выполнение студентами учебных заданий по разработке проектов этических кодексов и проведение этической экспертизы различных явлений социальной и культурной жизни. Представленный опыт позволяет заключить, что такой способ организации образования позволяет обеспечить сочетание теоретической и практической составляющих, а также поддерживать актуальность его содержания.
AB - Данная статья посвящена результатам обсуждения на кафедре этики Санкт-Петербургского государственного университета особенностей преподавания учебных дисциплин в рамках университетских образовательных программ «Прикладная этика» (бакалавриат и магистратура). В центре внимания находятся вопросы о том, как можно сочетать фундаментальную теоретическую подготовку, основанную на традициях истории моральной философии и современных этических концепциях, с изучением проблем современных прикладных этик. С одной стороны, это обеспечивается структурой изучаемых курсов. С другой стороны, большинство учебных дисциплин имеют не только теоретическую, но и практическую составляющую. Участники дискуссии на примерах преподавания таких учебных курсов, как «История этики», «Биоэтика», «Этика воспитания», «Этика добродетелей», «Социология морали», выявили следующие группы учебно-методических практик для решения обозначенной задачи. Во-первых, использование в учебном процессе многообразных методик по модели ситуационного анализа или кейс-стади. Это включает опыт обсуждения и решения «открытых моральных проблем», моральных дилемм и ситуаций нравственных конфликтов. Существенным обстоятельством при организации учебного процесса является использование не только знания теоретических этических концепций и терминологии, но и использование доступных эмпирических данных и материалов публичных дискуссий. Во-вторых, обучение практической деятельности в области прикладных этик. Наиболее успешными оказываются выполнение студентами учебных заданий по разработке проектов этических кодексов и проведение этической экспертизы различных явлений социальной и культурной жизни. Представленный опыт позволяет заключить, что такой способ организации образования позволяет обеспечить сочетание теоретической и практической составляющих, а также поддерживать актуальность его содержания.
KW - биоэтика
KW - этика
KW - педагогика
KW - ЭТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
KW - теоретическая этика
KW - ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
KW - прикладная этика
KW - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
KW - кейс-стади
KW - моральные дилеммы
KW - applied ethics
KW - case study
KW - educational practices
KW - ethical education
KW - ethical knowledge
KW - moral dilemmas
KW - theoretical ethics
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85135739390&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/f1f682e6-f600-3d00-b546-fab8336c981d/
U2 - 10.21146/2074-4870-2022-22-1-135-157
DO - 10.21146/2074-4870-2022-22-1-135-157
M3 - статья
AN - SCOPUS:85135739390
VL - 22
SP - 135
EP - 157
JO - ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
JF - ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
SN - 2074-4870
IS - 1
ER -
ID: 98404610