описание

Предприятия малого и среднего бизнеса являются одним из важнейших элементов национальной экономической системы. Они вносят существенный вклад в достижение экономического роста и благополучия страны путем создания рабочих мест, усиления интенсивности конкуренции, формирования динамики рынков и участия в региональном развитии [Полбин, Шумилов, 2020; Van Praag, Versloot, 2008]. Одновременно с этим, по сравнению с рядом экономически развитых и развивающихся стран, в России доля представленности малого и среднего бизнеса в структуре экономики и уровень предпринимательской активности достаточно невелики. Так, вклад малых и средних предприятий в ВВП России в последние годы составляет порядка 20%, тогда как в среднем в странах ОЭСР этот показатель достигает более 55% [Баринова, Земцов, 2019]. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года определяет увеличение доли предприятий МСБ в структуре ВВП России с 20% до 40% в качестве одного из важнейших целевых ориентиров [Правительство РФ, 2016]. Однако в условиях пандемии COVID-19 процесс достижения этой цели значительно осложняется в связи с особой подверженностью компаний МСБ рискам, связанным с вызовами ведения бизнеса в условиях вынужденных ограничений деятельности. Серьезное сокращение оборота в секторе малых и средних фирм может оказать негативный эффект на динамику развития экономики и отрицательно сказаться на общем объеме ВВП [Баринова, 2020]. Таким образом, в сложившейся кризисной ситуации вопрос определения факторов повышения устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса к внешним шокам и задача выявления наиболее важных аспектов стратегического поведения таких компаний в период кризиса приобретают особую актуальность и значимость.Вопросы стратегического поведения предпринимательских фирм в сложных условиях внешней среды привлекают внимание ученых в течение достаточно длительного периода времени. Одной из наиболее знаковых работ в этой области можно считать работу Дж. Ковина и Д. Слевина, посвященную определению особенностей стратегического управления малыми фирмами как в условиях благоприятной, так и враждебной внешней среды [Covin, Slevin, 1989]. В данной работе была формализована концепция предпринимательской ориентации фирмы, означающая акценты на инновационность, готовность к риску и проактивность при определении курса развития компании в турбулентной внешней среде. Это положило начало развитию целого направления научных исследований стратегических ориентаций фирм, включающих в себя, помимо предпринимательской, ориентацию на обучение, рыночную и технологическую ориентации, ориентацию на сотрудников и др. [Беляева, Широкова, 2015; Hakala, 2011]. Помимо этого, значительное внимание уделялось «гибким» подходам к управлению компаниями МСБ в кризисные периоды. К таким подходам можно отнести эффектуацию - действия в зависимости от обстоятельств и принятие решений с учетом имеющихся в распоряжении доступных ресурсов [Sarasvathy, 2001], а также применение стратегий «поиска нового» и «использования существующего» (exploration/exploitation) [Osiyevskyy et al., 2020].Несмотря на определенную разработанность проблематики стратегического поведения фирм малого и среднего бизнеса в период кризиса, внешний шок, вызванный пандемией COVID-19, является уникальным и практически беспрецедентным по своей природе. Следовательно, необходимы новые исследования в области предпринимательства и стратегического управления, которые могли бы учесть особенности новой бизнес-среды, возникшей в результате изменений, связанных с текущей эпидемией. Не менее важным является проведение таких исследований в российском контексте – как отдельно, так и в сравнении с международными тенденциями и практиками. Таким образом, ключевой задачей данного проекта становится определение особенностей стратегического поведения фирм МСБ во время текущего кризиса, а также выявление наиболее эффективных подходов к управлению малым и средним бизнесом в новой постковидной реальности.Список использованных источников:1.Баринова В. 2020. Дыра в ВВП: чем грозит экономике гибель малого бизнеса в России. Forbes Russia. URL: https://www.forbes.ru/biznes/399389-dyra-v-vvp-chem-grozit-ekonomike-gibel-malogo-biznesa-v-rossii 2.Баринова В., Земцов С. 2019. Международный сравнительный анализ роли малых и средних предприятий в национальной экономике: статистическое исследование. Вопросы статистики, 26 (6), 55-71.3.Беляева Т.В., Широкова Г.В. 2015. Концепция стратегических ориентаций фирмы. Проблемы теории и практики управления, 10: 71-76. 4.Полбин А., Шумилов А. 2020. Предпринимательство, накопление богатства и ограничения заимствования: обзор зарубежных исследований. Российский журнал менеджмента, 18 (3), 313–334.5.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102400738&intelsearch 6.Covin J. G., Slevin D. 1989. Strategic management of small firms in hostile and benign environments. Strategic Management Journal, 10(1), 75–87.7.Hakala, H. 2011. Strategic orientations in management literature: three approaches to understanding the interaction between market, technology, entrepreneurial and learning orientations. International Journal of Management Reviews, 13, 199–217.8.Osiyevskyy O., Shirokova G., Ritala P. 2020. Exploration and exploitation in crisis environment: Implications for level and variability of firm performance. Journal of Business Research, 114, 227-239.9.Van Praag, C. M., Versloot, P. H. 2008. The Economic Benefits and Costs of Entrepreneurship: A Review of the Research. Foundations and Trends in Entrepreneurship, 4 (2), 65–154.
АкронимRSF_MOL_RG_2021 - 3
СтатусВыполняется
Эффективные даты начала/конца1/07/2330/06/24

    Области исследований

  • фирмы малого и среднего бизнеса, предпринимательство, COVID-19, пандемия, стратегическое поведение, стратегия, кризис

ID: 107101009