описание

Основная цель проекта - проследить и проанализировать сущностные изменения, происходящие в
предметной сфере в связи с развитием информационных и маркетинговых технологий в
современной культуре.
Для решения основной проблемы проекта предполагается осуществить ряд шагов в виде
последовательного решения историко-концептуальной, теоретико-концептуальной и практико-
концептуальной задач:
1) историко-концептуальная задача: проанализировать предметную составляющую современной
культуры, выявить основные философские, этические и эстетические контексты этой
проблематики, обозначить основные модели понимания предмета в исторической перспективе,
особое внимание уделяя тем концепциям предметного мира, которые получили распространение
в гуманитарном знании во второй половине ХХ в., определить круг тем и проблем,
непосредственно не касающихся статуса предмета в современной культуре, но близких к
основной проблематике по предмету или же методу анализа;
2) теоретико-концептуальная задача: проанализировать теоретико-философскую составляющую
проблематики материальной культуры, т.е. определить круг концептов, релевантных
проблематике анализа вещи в философии и культурологии, ввести в научный оборот новые
концептуальные схемы анализа вещи, создать новые философско-культурологические модели
понимания вещи; проанализировать те сущностные изменения в предметной сфере, которые
произошли во второй половине ХХ века и вызвали как появление новых "классов" предметов, так
и "символически перекодировали" уже существующие;
3) практико-концептуальная задача: проанализировать способ укоренения вещи в обыденной
жизни, в искусстве и технике, продемонстрировать реальные механизмы функционирования
вещей в современной культуре в отношении вещь-производитель, вещь-потребитель и вещь-
идеолог (в данном случае под идеологом понимаются те, кто формирует маркетинговую и
рекламную составляющие продукта).








описание для неспециалистов

Слово «вещь» знакомо каждому, и не проходит дня, чтобы оно не звучало многократно в самых разных контекстах – от обыденного и разговорного до научного. Тем не менее, а может быть, именно вследствие этого, данный термин нуждается в уточнении и определении. Да и сама реальная вещь требует серьезного и вдумчивого анализа, поскольку она, оставаясь вещью, не бывает одной и той же: разные исторические горизонты высвечивают разный статус и понимание вещи. Феномен Вещи - один из важнейших смысловых полей человеческой культуры - находится в постоянном дрейфе, иногда совпадающим, иногда запаздывающим, а подчас «вырывающимся вперед» по сравнению с общекультурными трансформациями. В этом отношении вопрос о Вещи – вечный вопрос, вопрос, который следует задавать себе каждому поколению не только для того, чтобы понять эту саму вещь и ее окружение, но и самого себя.
Именно на прояснение Вещи в философском и историко-культурологическом срезах, путей ее эволюции (от архаических до современных и постсовременных культурных контекстов), а вместе с ней и человека, направлены усилия авторов проекта исследования, выполненного в рамках гранта РФФИ №17-03-00613 «Феномен вещи в информационной культуре».

основные результаты по проекту в целом

Что удалось сделать?
1. Была создана концептуальная схема понимания феномена вещи, в том числе
- предложена новая онтология вещи, определяющая базовые параметры феномена вещи в культуре, эволюцию форм вещи, в том числе, появление новых ее форм в современной культуре в эпоху информационных технологий;
- прослежена семиотика вещи, определена семантика вещи, коммуникативно-знаковые характеристики вещи в различных социокультурных контекстах;
- была определена и описана специфика современной вещи в эпоху информационной культуры и зафиксированы и проанализированы новые виды вещей в постсовременном мире сетевых технологий. Значительное внимание было уделено анализу обратного действия - от вещи к человеку - и формированию инновационной постсовременной среды. Было предложено определение новой идентичности - "цифровая идентичность" - характеризующая постсовременного субъекта (киборга);
- исследовался статус вещи в современных и постсовременных художественных практиках (в искусстве), связанных с развитием новых технологий, а также новые модели интерпретации художественной «вещи».
Результаты исследований авторов проекта нашли отражение в серии публикаций научных статей. Основной итог работы коллектива - Трехтомное фундаментальное исследование под названием «Вещь в информационной культуре», в котором авторы рассмотрели в не только современное бытие вещи, но осуществили культур-философское историческое исследование феномена вещи.
Часть I «Герменевтика вещи и история рефлексии» трехтомного исследования посвящена истории вопроса о вещи, а также прояснению смыслов и культурных коннотаций феномена вещи. Вещь рассматривается как феномен, т.е. данность сознания, обозначающая инфицированное символическими, историческими и культурными коннотациями поле смысла. Особое место в монографии занимает прояснение смыслового поля современной вещи.
Часть II «Вещь в пространстве культуры» посвящена исследованию различных аспектов бытования вещи в культуре. Вещь предстает как интегральная культурологическая категория, являющаяся вместилищем разного уровня смыслов – от самых глубинных, связанных с традиционной культурой (мифом и ритуалом), до актуальных значений, сформированных трансформацией Вещи в современной цифровой культуре.
Часть III «Вещь: современность и постовременность» обращается к прояснению специфики и статуса Вещи в современной культуре, а также основных императивов современной культуры, которые формируют новое пространство для новых вещей и людей.
Проблематика Вещи неисчерпаема. Вещь эволюционирует, вбирает в себя культурные смыслы и транслирует их во времени и пространстве. В эпоху сетевых и кластерных технологий Вещь выходит из-под контроля человека и становится его распорядителем. Впервые в истории Вещь правит человеком, форматирует его сознание и создает инновационную среду, в которой человек занимает уже не центральное место. Вещь, прежде подручная и инструментальная, в постсовременности срастается с человеком, - с одной стороны, человек трансформируется в сторону биомеханического организма (киборга). С другой, - цифровая, алгоритмическая вещь, выстроенная по модели человека, осваивает человеческие формы коммуникации.

описание вклада в работу каждого из участников (учётная форма ЦИТиС)

Морина Л.П. - руководитель - 30%
Соколов Б.Г. - исполнитель - 30%
Мальцева Ю.М. - исполнитель - 20%
Колосков А.Н. - исполнитель - 15%
Черных О.Н. - исполнитель - 5%

передача полной копии отчёта третьим лицам для некоммерческого использования: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

разрешается

проверка отчёта на неправомерные заимствования во внешних источниках: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

разрешается
Краткое название__
АкронимRFBR_RFH_2017 - 3
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца18/03/1925/12/19

    Области исследований

  • вещь, человек, культура, мироокружье, порядок вещей, мир вещей., китайский частный сад, французский парк, английский парк, символизм, феномен культуры, компаративный анализ., культура, вещь, акустика, цвето-звук, искусство, авангард, музыка, саунд-арт, небоскреб, вещь, символизация, репрезентация, власть, сакрализация, высота, прозрачность, топологическая амнезия, глобализация, contemporary art, публичное искусство, цифровое искусство, дигитальность, культурная революция, пекинская опера, театр, система Станиславского., вещь, Гегель, феноменология духа, наука логики, социальные медиа, фотография, теория культуры, теория медиа, визуальные исследования, информационная культура, уличная мода, коммуникация, город, street fashion, street style, современная культура, цифровая идентичность, постсовременность, киборг, вещь, объект, атмосфера, соблазн, вещь, субъект, культура, символ, вещь, объект, предмет, кинематография, искусство, вещь, телесность, тело., Вещь, цензура, политическая культура, художественное произведение, автор, концепт, культурное влияние, власть, история культуры, вещь, жест одаривания, драматургия, архитектоника, просвещение., вещь, чудесное, иррациональное, Просвещение, эстетический трактат, вкус, чувства

Документы

ID: 39816170