Выделение, описание и обоснование в рамках теоретического анализа репертуара нетворкинг-стратегий личности, выступающих на уровне социальной сети – в качестве функциональных "сетевых ролей", эмпирическая проверка дескриптивной модели стратегий.
Цель данного проекта состояла в том, чтобы описать различные типы поведения людей по отношению к своему социальному окружению - как к ближнему, так и к дальнему кругу знакомств. Любой контакт в сети знакомств человека обладает для него определенной ценностью. Он может быть источником самых разных ресурсов – материальных (деньги, предметы быта и пр.), инструментальных (например, приятель может оказать услугу, познакомить с кем-то нужным и т.п.) и эмоциональных (может морально поддержать в трудный момент жизни, составить компанию и т.п.). Все возможные ресурсы, которыми обладает социальная среда человека, составляют особый тип богатства, или по-другому, его «социальный капитал». Люди различаются по способу обращения со своим социальным капиталом, по тому, какой тип взаимодействия они предпочитают с окружающими их людьми (своей социальной сетью).
В последнее время термин «нетворкинг» вошел в обыденную речь. Нетворкинг - это искусство создания, развития и поддерживания возможностей встречаться с новыми людьми, чтобы обмениваться ресурсами и помогать друг другу. Исследования говорят о том, что умение развивать и обращаться к связям влияет на эффективность человека, эмоциональное благополучие и даже здоровье. Люди, использующие разные стратегии, выполняют в своей социальной среде определенную роль, то есть по-своему способствуют накоплению социального капитала своей общности как целого.
В предложенной коллективом авторов типологии были выделены четыре таких способа взаимодействия, так называемых «нетворкинг-стратегий». Отношение к социальному окружению может характеризоваться с одной стороны, эгоистичностью или, наоборот, альтруистичностью поведения человека, а с другой стороны – стремлением увеличивать и развивать сеть своих контактов, либо использовать имеющиеся и получать прямую и сиюминутную выгоду. Четыре стратегии получили символические названия – «Альтруистическое инвестирование», «Нормативное партнерство», «Персональное продвижение», «Межличностный прагматизм». Каждого человека можно описать профилем стратегий, одна из которых является ведущей. Стратегия характеризуется ценностями, которых придерживается человек, целями – тем, что он хочет получать от своего взаимодействия с социальной сетью и поведением.
Человек с преобладанием стратегии «Альтруистическое инвестирование» нацелен на приумножение социального капитала и готов инвестировать личные ресурсы в общее благо, в благополучие окружающих, укрепление норм справедливости. От этого выигрывает и он сам, поскольку разделяет позитивные изменения с другими. Его ценности связаны с заботой о других людях, справедливостью, толерантностью и стремлением быть принятым другими людьми.
Для сравнения, «Нормативное партнерство» – также не-эгоистичная стратегия, но с ориентацией на конвертацию социального капитала. «Нормативный партнер» внимателен к нормам, особенно к нормам взаимности, которые диктуют человеку возвращать оказанную помощь и ожидать того же от других. Поведение такого человека понятно другим людям, оно надежно и снижает риск невозможности возврата приложенных усилий и ресурсов. Его ценности – это поддержание репутации, выполнение долга перед своим окружением, личная и общественная безопасности, следование нормам и правилам, а также стремление к достижению успеха в соответствии с социальными стандартами.
«Межличностный прагматизм» – это эгоцентрическая стратегия, носитель которой рассматривает отношения с другими людьми лишь с точки зрения пользы, которую они могут ему принести. Это рыночное видение отношений, где социальный капитал должен конвертироваться по выгодному курсу. Желание помочь другим людям связано в данном случае с перспективой вознаграждения. Особую ценность для такого человека представляет власть как доминирование над другими и контроль за ресурсами. Его роль в сообществе - перераспределение ресурсов.
«Персональное продвижение» - это также эгоцентрическая стратегия, но в данном случае социальный капитал увеличивается за счет вложения ресурсов не в помогающее поведение, а в получение редкого ресурса для себя, особого статуса, сопряженного с социальной силой (например, в высокий уровень компетентности в чем-либо и соответствующий статус эксперта). Человек с данной стратегией опирается на ценности самостоятельности и свободы, стремления к яркой и насыщенной жизни, достижениям и власти, а также на веру в важность и значимость человека.
Разработан диагностический инструмент, который помогает определить степень выраженности у человека каждой из представленных стратегий поведения. Знание о том, какая из стратегий является ведущей, может помочь человеку скорректировать его поведение в соответствии со своими целями. В случае изучения коллектива – наладить взаимодействие между его членами и увеличить эффективность совместной работы.
На основе теоретического анализа мы сопоставили представление о нетворкинг-стратегиях личности с их сетевой ролью. Феномен структурной эквивалентности, эмпирический факт связанности сетевой роли с особенностями социального капитала вместе с понятиями прямого и непрямого обмена из теории социального обмена позволяют говорить о разнообразии сетевых ролей, доступных человеку, и соответствующих им нетворкинг-стратегий личности (см. Свенцицкий А.Л., Марарица Л.В. Роль личности в формировании социального капитала социальной сети // Петербургский психологический журнал. - 2017, №21).
По результатам теоретического анализа были выделены сетевые роли нетворкинг-стратегий личности. Стратегия «альтруистического инвестирования» (просоциальная стратегия, направленная на накопление социального капитала/непрямой обмен) помогает людям объединяться и формировать основания для продолжения отношений, поэтому она связана с таким социальным поведением, которое способствует формированию позитивных групповых норм. Стратегия «нормативного партнерства» (просоциальная стратегия, направленная на использование социального капитала/прямой обмен) «отвечает» за укрепление связей и их поддержание, консолидацию и рост социального капитала в группе, формирование доверительных отношений с другими людьми. Такая стратегия должна проявляться в поведении, поддерживающем существующие нормы, в первую очередь норму взаимности по отношению к «своим». Стратегия «межличностного прагматизма» (эгоцентрическая стратегия, направленная на использование социального капитала/прямой обмен) отвечает за перераспределение ресурсов и дифференциацию в социальной сети, такая стратегия должна реализовываться в стремлении получения тактического выигрыша в социальном взаимодействии, накоплении личных ресурсов, стремлении использовать нормы взаимности в своих интересах. Стратегия «персонального продвижения» (эгоцентрическая стратегия, направленная на накопление социального капитала/непрямой обмен) связана со стремлением личности занять позицию привратника или моста, получить власть за счет своей особой позиции в социальной сети.
Доработана дескриптивная модель нетворкинг-стратегий личности, содержание стратегий описано и проверено в исследовании.
Стратегия альтруистического инвестирования описывается 5 критериями: 1) готовность и расположенность помогать; 2) доброжелательность как норма отношения к другим людям; 3) нацеленность на общее благо, на улучшение ситуации для всех; 4) готовность помогать бескорыстно, без отдачи и вне перспективы сотрудничества; 5) ценность внутреннего вознаграждения за помощь другим людям.
Стратегия нормативного партнерства: 1) уважение к нормам и социальным институтам; 2) стремление иметь репутацию благонадежного человека; 3) интерес к информации о репутации других людей; 4) готовность инвестировать свои усилия и ресурсы в общее дело только при условии, что другие делают так же; 5) ориентация и расчет на отдачу и взаимность в отношениях.
Стратегия межличностного прагматизма: 1) готовность делиться ресурсами только при условии риска наказания; 2) представление о мире как о «джунглях», где каждый ставит свои интересы на первое место; 3) объяснение своих поступков альтруизмом постфактум, для прикрытия истинных мотивов; 4) действие во благо других только при наличии личной выгоды; 5) эксплуатация нормы взаимности, создание сети социальных обязательств по отношению к себе.
Стратеги персонального продвижения: 1) привлекательность репутации успешного и влиятельного человека; 2) влиятельность и признание со стороны других людей; 3) экспансивность в социальных контактах, желание расширить круг знакомств; 4) вера в себя и свои возможности; 5) стремление к известности.
На основе этих критериев стратегии были операционализированы в виде опросника социальных стратегий, состоящего из 4-х шкал. Конфирматорный факторный анализ (SEM-моделирование) показал соответствие выделенных критериев при моделировании на эмпирических данных. Шкалы согласованы - Альфа Кронбаха составила: шкала альтруистического инвестирования (12 пунктов, 0.80), нормативного партнерства (12 пунктов, 0.72), межличностного прагматизма (13 пунктов, 0.77 (взята предпоследняя версия шкалы, последняя модификация привела к ухудшению структуры и надежности шкалы из-за попытки избежать связи с социальной желательностью)), персонального продвижения (14 пунктов, 0.84).
Проверена связь шкал с близкими социально-психологическими характеристиками личности (конвергентная валидность). Вера в справедливый мир связана со стратегиями, ориентированными на накопление социального капитала (альтруистическое инвестирование и персональное продвижение), а не на его использование. Стратегия межличностного прагматизма связана со шкалой «диспозиционного эгоизма» (Муздыбаев, 2000) и «макиавеллизма» (Знаков, 2001), что может говорить о конвергентной валидности шкалы. Стратегия альтруистического инвестирования отрицательно коррелирует с ними. Стратегия персонального продвижения – с мотивацией к достижению цели, стремлением к соперничеству и социальному престижу (методика «МАС», Кубышкина, 1997)). Интересно, что мотивация престижа и достижения цели связана и со стратегией межличностного прагматизма, но значительно слабее. Кроме того, альтруистическое инвестирование оказывается связано со «стремлением соперничать и азартностью», но не связано с мотивацией социального престижа и достижения цели, что позволяет отделить эту стратегию от персонального продвижения. Важно отметить, что вопросы шкалы стремления к соперничеству можно понимать и как требовательность к себе и желание выложиться, внести вклад, занять активную позицию. Если принимать в расчет такое содержание шкалы, то ее связь с альтруистическим инвестированием становится интерпретируемой. Показана конвергентная валидность шкалы альтруистического инвестирования с методиками, измеряющими близкие понятия: социально-психологическими установками на альтруизм и эгоизм (методика Потемкиной, 2001), а также альтруизмом в контексте заботы о других людях (Кухтова, 2012).
Результаты представлены:
Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Почебут Л.Г., Свенцицкий А.Л. Вклад личности в социальный капитал группы: структура альтруистического инвестирования // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 1. С. 43–66.
Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Почебут Л.Г., Свенцицкий А.Л. Разработка опросника нетворкинг-стратегий личности // Петербургский психологический журнал. 2018. № 25. С. 13-50
Марарица Л.В. Казанцева Т.В., Почебут Л.Г., Свенцицкий А.Л. Альтруистическое инвестирование как нетворкинг-стратегия личности: разработка шкалы и проверка конструктной валидности // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10. – №. 3. – С. 157-176.
Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Свенцицкий А.Л., Почебут Л.Г. Опросник нетворкинг-стратегий личности: валидизация методики // Социальная психология и общество (принята к рассмотрению).
По результатам серии эмпирических исследований гипотезируемых функций стратегий - их сетевые роли получили эмпирическое подтверждение (см. Марарица Л.В. и др. Вклад личности в социальный капитал группы: структура альтруистического инвестирования // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 1. С. 43–66; Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Свенцицкий А.Л., Почебут Л.Г. Ценности и социальное поведение людей с различными нетворкинг-стратегиями // Петербургский психологический журнал. 2019. № 29. (в печати)):
Стратегия альтруистического инвестирования опирается на ценности, связанные с заботой о других людях, справедливости, толерантности и стремлении быть принятым другими людьми. В социальных ситуациях эта стратегия проявляет себя как готовность вкладывать свои ресурсы в то, чтобы закреплять справедливые действия других людей, помогать тем, кто оказался обделен, поддерживать позитивные социальные нормы, действовать в интересах группы, даже если это не повлечет за собой вознаграждения в виде репутации или ресурсов.
Стратегия нормативного партнерства опирается на ценности поддержания репутации, выполнения долга перед своим окружающими, личной и общественной безопасности, следования нормам, правилам и стремления к достижению успеха в соответствии с социальными стандартами. В социальных ситуациях эта стратегия проявляется себя в следовании правилу взаимности как на индивидуальном, так и на групповом уровне, готовности инвестировать в общее благо, если это даст контроль над ситуацией или позволит скрывать свои действия от других людей.
Стратегия межличностного прагматизма опирается на ценности власти как доминирования над другими и контроля за ресурсами, с сохранением репутации и отсутствием желания заботится о том, что выходит за рамки личных интересов. В социальных ситуациях эта стратегия проявляется в нежелании помогать другим людям или действовать конформно, если это требует вложения личных ресурсов, готовности уклониться от инвестиций в общее благо, желание помочь другим людям связано с тем, будет ли это вознаграждено в дальнейшем.
Стратегия персонального продвижения опирается на ценности самостоятельности и свободы в мыслях и поступках, любопытство, стремление к яркой и насыщенной жизни, достижениям и власти, веру в важность и значимость человека. В социальных ситуациях для людей с этой стратегией сравнительно более привлекательно выбрать линию поведения при которой есть возможность без потерь для себя помочь другим людям по сравнению с конформным поведением ради поддержания групповых норм. Эта стратегия предполагает рациональное сотрудничество с другими людьми, относительную автономность социального поведения, имеющую своим внутренним основанием стремление к самостоятельности. Стратегия связана с количеством кластеров в социальной сети человека: чем более выражена стратегия, тем в больше разных сообществ включен человек. Это подтверждает предположение о том, что сетевая функция «моста» соотносится именно с этой нетворкинг-стратегией (исследование представлено только в отчете, подробнее оно описано в разделе о методах и подходах).
Обнаруженная связь стратегий с ценностями и поведением позволяет нам не только косвенно подтвердить функцию каждой из нетворкинг-стратегий, но и проверить гипотезу о ценностно-мотивационном (ценности по Шварцу) и поведенческом (выбор линии поведения в социальных дилеммах) компонентах персональных нетворкинг-стратегий «нормативного партнерства», «межпичностного прагматизма» и «персонального продвижения».
Главным основанием обеспечения полноты описания репертуара нетврокинг-стратегий личности является наличие априорной модели стратегий, где в качестве векторов стратегий заданы ключевые направления социального поведения, описывающие характеристики обменных процессов между людьми: просоциальная и эгоцентрическая направленность поведения и ориентация на формирование или использование социального капитала - прямой и непрямой обмен. Пересечение этих векторов определяет количество и содержание стратегий (4 стратегии).
Второе основание дают результаты соотнесения (как теоретически, так и на основе результатов исследования) стратегий с моделью ценностных ориентаций Шварца показало, что обнаруженные 4 стратегии соотносятся с четырьмя кластерами ценностей в модели ценностей (Шварц и др., 2012):
- Альтруистическое инвестирование (кластер «Самоопределение»);
- Нормативное партнерство (кластер «Сохранение»);
- Межличностный прагматизм (кластер «Самоутверждение»);
- Персональное продвижение (кластер «Открытость изменениям»).
Все эти 4 кластера вместе исчерпывают все ценностные ориентации, описанные на материале кросскультурных исследований. Ценности являются регуляторами социального поведения и внутриличностной основой нетворкинг-стратегий, предложенные 4 стратегии представляют полную картину с этой точки зрения.
Все задачи исследовательского проекта выполнены в полном объеме. Обнародованы в рамках 8 выступлений на международных конференциях. Подготовлено и опубликовано 15 работ (8 статей, 7 тезисов): из них РИНЦ - 11 (8 статей, 3 тезиса), ВАК - 6, WoS - 3. Три публикации приняты к печати (прикреплены к отчету):
Статья «Ценности и социальное поведение людей с различными нетворкинг-стратегиями» (журнал «Петербургский психологический журнал», РИНЦ);
Статья «Эффект социального доказательства и альтруистическая направленность личности как факторы просоциального поведения» (журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена», ВАК, РИНЦ);
Глава «Социальная психология социального капитала» в монографию «Социальная психология: традиции и современность : монография / под общ. ред. А.Л. Свенцицкого, С.Д. Гуриевой, составитель Т.Б. Позднякова».
Одна публикация принята к рассмотрению (прикреплена к отчету):
Статья «Опросник нетворкинг-стратегий личности: валидизация методики» находится на рассмотрении (журнал «Социальная психология и общество», WoS, ВАК, РИНЦ).
На третьем этапе (2019 год) проект был направлен на выделение, описание и обоснование в рамках теоретического анализа репертуара нетворкинг-стратегий личности, выступающих на уровне социальной сети – в качестве функциональных «сетевых ролей», эмпирическую проверку дескриптивной модели стратегий.
Важной задачей этого этапа было проведение исследования, уточняющего и повторно валидирующего содержание стратегий с точки зрения выделенных на основе дескриптивной модели критериев. Проверялись следующие гипотезы:
Гипотеза 1. Шкала альтруистического инвестирования состоит из 6 факторов, соответствующих 6 критериям стратегии, выделенным на основе теоретического анализа: 1) готовность и расположенность помогать; 2) доброжелательность как норма отношения к другим людям; 3) нацеленность на общее благо, на улучшение ситуации для всех; 4) готовность помогать бескорыстно, без отдачи и вне перспективы сотрудничества; 5) ценность внутреннего вознаграждения за помощь другим людям; 6) важность общего блага по сравнению с личной репутацией (не получил подтверждения и не вошел в итоговую версию шкалы, исключен из модели).
Гипотеза 2.1. Шкала нормативного партнерства состоит из 6 факторов, соответствующих 6 критериям: 1) уважение к нормам и социальным институтам; 2) стремление иметь репутацию благонадежного человека; 3) интерес к информации о репутации других людей; 4) готовность инвестировать свои усилия и ресурсы в общее дело только при условии, что другие делают так же; 5) ориентация и расчет на отдачу и взаимность в отношениях; 6) желание контролировать и предвосхищать будущие события (не получил подтверждения и не вошел в итоговую версию шкалы, исключен из модели).
Гипотеза 2.2. Стратегия нормативного партнерства связана с верой в справедливый мир (Nartova-Bochaver и др., 2018).
Гипотеза 3.1. Шкала межличностного прагматизма состоит из 5 факторов, соответствующих 5 критериям: 1) готовность делиться ресурсами только при условии риска наказания; 2) представление о мире как о «джунглях», где каждый ставит свои интересы на первое место; 3) объяснение своих поступков альтруизмом постфактум, для прикрытия истинных мотивов; 4) действие во благо других только при наличии личной выгоды; 5) эксплуатация нормы взаимности, создание сети социальных обязательств по отношению к себе.
Гипотеза 3.2. Стратегия межличностного прагматизма связана с диспозиционным эгоизмом (Муздыбаев, 2000) и макиавеллизмом (Знаков, 2001).
Гипотеза 4.1. Шкала персонального продвижения состоит из 6 факторов, соответствующих 6 критериям: 1) привлекательность репутации успешного и влиятельного человека; 2) влиятельность и признание со стороны других людей; 3) экспансивность в социальных контактах, желание расширить круг знакомств; 4) вера в себя и свои возможности; 5) стремление к известности; 6) деятельная целеустремленность и трудоголизм (не получил подтверждения и не входит в итоговую версию опросника и модель).
Гипотеза 4.2. Стратегия персонального продвижения связана с мотивацией к достижению цели, стремлением к соперничеству (азартностью) и к социальному престижу («МАС» Кубышкина, 1997).
Также рассматривалась связь стратегий друг с другом, с социальной желательностью (используется сокращенная версия шкалы социальной желательности Марлоу-Крауна).
Исследование проводилось на выборке 244 человека в возрасте от 18 до 55 лет (медиана - 30, среднее – 30.07), 83.6% – женщины (большинство – жители г. Санкт-Петербурга с высшим/неполным высшим образованием). Требования к размеру выборки определялись необходимостью проведения конфирматорного анализа (SEM).
Результаты исследования показывают, что содержание шкал опросника в целом соответствует априорной дескриптивной модели нетворкинг-стратегий личности, основанной на теоретическом анализе феноменов социального поведения. Только для стратегии межличностного прагматизма новая версия шкалы оказалась хуже предшествующей: попытка исключить влияние социальной желательности, переформатировав вопросы шкалы привела к потере критерия «Эксплуатация нормы взаимности, создание сети социальных обязательств по отношению к себе», который согласуется с теоретической моделью и входит в прошлую версию шкалы. Принято решение использовать предыдущую версию шкалы в дальнейшем, поскольку исключение связи с социальной желательностью для этой шкалы не представляется возможным. Итоговые версии шкал состоят из 12-14 пунктов и имеют удовлетворительную (с учетом их сложной структуры) согласованность (альфа Кронбаха от 0.72 до 0.84). В предложенной версии опросника не удалось избежать связи шкал с социальной желательностью, поэтому рекомендуется включать такую шкалу в методику и исключать ответы тех респондентов, которые получили высокие оценки по шкале социальной желательности. Для шкалы альтруистического инветирования существует краткая версия из семи пунктов, не коррелирующая с социальной желательностью, разработанная нами ранее в рамках проекта. Анализ связи нетворкинг-стратегий межличностного прагматизма и персонального продвижения с релевантными психологическими конструктами показал их конвергентную валидность. Неожиданным оказалось отсутствие ожидаемой связи стратегии нормативного партнерства с верой в справедливый мир - убеждением, что каждый получает по заслугам, что люди и мир вокруг справедливы. Средне-слабые связи с верой в справедливый мир показали стратегии, ориентированные на накопление социального капитала, долгосрочное инвестирование в него: альтруистическое инвестирование и персональное продвижение (видимо, эта связь ответственна за их готовность на непрямой обмен). Стратегия нормативного партнерства, по всей видимости, опирается скорее на социальные контракты между людьми, гарантии в виде социальных правил и норм. Опросник нетворкинг-стратегий, состоящий из 51 утверждения (3 шкалы из новой версия и одна шкала межличостного прагматизма взята из предшествующей) и 4-х шкал, является надежным и валидным инструментом, который можно использовать в практических и исследовательских целях для оценки индивидуального профиля стратегий социального поведения личности.
Мы проверили гипотезы о содержании компонентов нетворкинг-стратегий личности: «нормативного партнерства», «межличностного прагматизма» и «персонального продвижения» (ценностях, поведении и целях/мотивировках для каждой стратегии).
1. Предпочтение той или иной нетворкинг-стратегии основывается на ценностных ориентациях личности (типология ценностей и ценностных ориентаций опирается на модель Ш. Шварца (Шварц, Ш. и др., 2012)):
- стратегия альтруистического инвестирования опирается на ценности благожелательности и универсализма (ценностная ориентация «самоопределение»);
- стратегия нормативного партнерства опирается на ценности конформизма, репутации, традиций и безопасности (ценностная ориентация «сохранение»);
- стратегия межличностного прагматизма опирается на ценности власти (особенно доминирования) и достижений (ценностная ориентация «самоутверждение»);
- стратегия персонального продвижения опирается на ценности самостоятельности и стимуляции (ценностная ориентация «открытость изменениям»).
2. Нетворкинг-стратегии личности определяют выбор линии поведения в социальных дилеммах – для каждой стратегии есть класс ситуаций:
- стратегия альтруистического инвестирования будет связана с предпочтением решений в пользу альтруистического наказания, компенсации и поощрения, поддержания норм инвестиций в общее благо в различных обстоятельствах, в том числе вне перспективы дальнейшего сотрудничества;
- стратегия нормативного партнерства связана с готовностью помогать на условиях взаимности и на основе знания о репутации партнера, готовностью инвестировать в общее благо в случае предвосхищения выгоды;
- стратегия межличностного прагматизма связана с нежеланием помогать другим в ситуации несправедливого распределения ресурсов, готовностью использовать анонимность для приумножения своих ресурсов в ущерб общему благу или интересам других людей, отказом от инвестирования ради сохранения норм, которые не приводят к личной выгоде;
- стратегия персонального продвижения связана с имиджевым просоциальным поведением (поощрением правильных поступков других людей в случае, если эти действия станут известны другим), готовностью приложить усилия для того, чтобы получить возможность управлять ситуацией.
Выборка исследования составила 59 человек, из которых после исключения на основе проверочных вопросов (проверялось понимание условий социальных дилемм) осталось 54 человека в возрасте 20-26 лет (медиана 21 год), 74% женщины, выборку составили студенты ВУЗов Санкт-Петербурга. Исследование проводилось в виде онлайн-опроса в социальных сетях. Респондентам сначала предъявлялось информированное согласие с описанием целей исследования, после этого они заполняли опросник нетворкинг-стратегий личности (Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Свенцицкий А.Л., Почебут Л.Г. Опросник нетворкинг-стратегий личности: валидизация методики, статья на рассмотрении, прикреплена к отчету), а, затем, опросник индивидуальных ценностей (Шварц, Ш. и др., 2012), после него - разработанный нами лист социальных дилемм и социально-демографическую анкету (пол, возраст, уровень образование и специальность). Опросник социальных дилемм был создан на основе перечня феноменов социального поведения (феномен соответствовал выбору того или иного поведения в предложенных ситуациях), отнесенных к каждой из 4-х стратегий на основе теоретического анализа. В исследование включены 3 дилеммы: 1 - модифицированная дилемма диктатора с наблюдателем; 2 и 3 - модифицированная дилемма общего блага (3 - с варьируемым выигрышем).
Результаты показали, что нетворкинг-стратегии, в целом, связаны с ожидаемыми ценностями личности и поведениями в социальных дилеммах. Стратегия альтруистического инвестирования опирается на ценности, связанные с заботой о других людях, справедливости, толерантности и стремлении быть принятым другими людьми. В социальных ситуациях эта стратегия проявляет себя как готовность вкладывать свои ресурсы в то, чтобы закреплять справедливые действия других людей, помогать тем, кто оказался обделен, поддерживать позитивные социальные нормы, действовать в интересах группы, даже если это не повлечет за собой вознаграждения в виде репутации или ресурсов. Стратегия нормативного партнерства опирается на ценности поддержания репутации, выполнения долга перед своим окружающими, личной и общественной безопасности, следования нормам и правилам и стремление к достижению успеха в соответствии с социальными стандартами. В социальных ситуациях эта стратегия проявляет себя в следовании правилу взаимности как на индивидуальном, так и на групповом уровне, готовности инвестировать в общее благо, если это даст контроль над ситуацией или позволит скрывать свои действия от других людей. Стратегия межличностного прагматизма опирается на ценности власти как доминирования над другими и контроля за ресурсами, с сохранением репутации и отсутствием желания заботится о том, что выходит за рамки личных интересов. В социальных ситуациях эта стратегия проявляется в нежелании помогать другим людям или действовать конформно, если это требует вложения личных ресурсов, готовности уклониться от инвестиций в общее благо, желание помочь другим людям связано с тем, будет ли это вознаграждено в дальнейшем. Стратегия персонального продвижения опирается на ценности самостоятельности и свободы в мыслях и поступках, любопытство, стремление к яркой и насыщенной жизни, достижениям и власти, веру в важность и значимость человека. В социальных ситуациях эта стратегия не получила ожидаемой связи с готовностью инвестировать свои ресурсы в общее благо ради возможности управлять ситуацией, поддержать справедливые действия со стороны других людей, если об этом узнают окружающие. Следует провести повторное исследование для того, чтобы верифицировать результат на большей выборке. Единственным найденным нами эффектом оказалось сравнительно большая привлекательность выбора линии поведения при которой есть возможность без потерь для себя помочь другим людям по сравнению с конформным поведение ради поддержания групповых норм.
Результаты исследования позволяют судить о полноте описания репертуара нетврокинг-стратегий благодаря подтверждению модели стратегий, где в качестве векторов стратегий заданы ключевые направления социального поведения, описывающие характеристики обменных процессов между людьми: просоциальная и эгоцентрическая направленность поведения и ориентация на формирование или использование социального капитала - прямой и непрямой обмен. Пересечение этих векторов определяет количество и содержание стратегий (4 стратегии). Второе основание дает результаты соотнесения (как теоретически, так и на основе результатов исследования) стратегий с моделью ценностных ориентаций Шварца показало, что обнаруженные 4 стратегии соотносятся с 4 четырьмя кластерами ценностей в модели ценностей (Шварц и др., 2012):
- Альтруистическое инвестирование (кластер «Самоопределение»);
- Нормативное партнерство (кластер «Сохранение»);
- Межличностный прагматизм (кластер «Самоутверждение»);
- Персональное продвижение (кластер «Открытость изменениям»).
Все эти 4 кластера вместе исчерпывают все ценностные ориентации, описанные на материале кросскультурных исследований. Ценности являются регуляторами социального поведения и внутриличностной основой нетворкинг-стратегий, предложенные 4 стратегии представляют полную картину с этой точки зрения.
Также проведено запланированное эксплораторное эмпирическое исследование связи нетворкинг-стратегий и характеристик социальной сети, позиции личности в ней на материале SNA-анализа графа друзей из виртуальной социальной сети (ВКонтакте) и шкал опросника нетворкинг-стратегий (по исследованию не подготовлено публикации, поэтому приводим все результаты подробно). Респонденты рекрутировались через эту же социальную сеть, при составлении выборки мы опирались на два ограничения - участники исследования должны быть старше 23 лет и у них должна быть достаточно обширная сеть для вычисления сетевых характеристик (> 100 альтеров). В итоге мы получили выборку размером 116 человек в возрасте от 23 до 40 лет со средним возрастом - 27.7 лет, 72% женщины. Были вычислены следующие характеристики графа социальной сети друзей:
- количество альтеров в сети (m = 335.12, std = 489.51);
- количество связей между контактами (m = 1975.63, std = 5209.71);
- плотность сети: соотношение между количеством контактов и связей (m = 0.041, std = 0.040);
- централизация сети на основании количества свзей (m = 0.12, std = 0.1) и степени посредничества (m = 0.019, std = 0.10);
- количество сообществ в сети (m =112, std = 173) и на их основании модулярность сети (m = 0.46, std = 0.18) с помощью алгоритма Лувейна.
В результате анализа корреляций характерных для стратегий ценностей и характеристик положения человека в социальной сети, мы обнаружили что стратегия персонального продвижения значимо положительно связана с модулярностью эго-сети (r = 0.20, p≤0.05) и отрицательно с мерой центральностью сети (r =-0.21, p≤0.05). Модулярность сети - метрика силы разбиения графа на сообщества. Для подсчёта модулярности мы использовали классический для этой задачи метод Лувейна (Louvain Modularity, Blondel, Vincent D.; Guillaume, Jean-Loup; Lambiotte, Renaud; Lefebvre, Etienne, 2008) для разбиения графа на сообщества. Центральности сети измерялась фрименовской централизованости (Freeman centralization, Freeman, Linton C., 1979) - мерой того, насколько центральную позицию в своем графе занимает пользователь относительно остальных альтеров. Максимальная централизованность достигается в графе, где только пользователь связан с альтерами, а они между собой - нет. Таким образом, эти две корреляции показывают две стороны одного эффекта - люди приверженные стратегии персонального продвижения предпочитают входить в большое количество различных групп и сообществ. Большое количество разных сообществ отражается в высоких показателях модулярности. Однако, большое количество хорошо связанных групп понижает степень централизованности сети пользователя - это отражается на показателях фримановской централизованости. Это подтверждает предположение о том, что сетевая функция этой стратегии - «мост», связывающий людей из разных социальных групп и сообществ. Такую связь можно рассматривать как подтверждающую конструктор валидность шкалы, поскольку экспансивность в контактах заложена как ее критерий.
Важно, что не смотря на достаточный размер выборки в этом исследовании не было обнаружено других эффектов/связей. Мы это интерпретируем как невозможность увидеть на нединамичном снимке контактов в социальной сети специфику коммуникации. В дальнейших исследованиях мы планируем проверить гипотезу об особенностях взаимодействия людей с разными нетворкинг-стратегиями на примере графа, где представлена динамическая картина коммуникации в сообществе.
Третий этап исследования позволил нам уточнить и проверить дескриптивную модель нетворкинг-стратегий личности, доработать и проверить конструктную, конвергентную валидность и надежность опросника стратегий и благодаря готовому инструментарию соотнести стратегии нетворкинга личности с внутренним основанием стратегий - ценностями, выбором линии поведения в социальных дилеммах, характеристиками и позицией личности в социальной сети (на материале объективных данных из виртуальной социальной сети).
Свенцицкий А.Л. - 19%;
Казанцева Т.В. - 18%;
Марарица Л.В. - 19%;
Почебут Л.Г. - 14%;
Недошивина М.А. - 13%;
Матан (Потявина) В.В. - 5%;
Титов С.М. - 12%.
Краткое название | __ |
---|
Акроним | RFBR_RFH_2017 - 3 |
---|
Статус | Завершено |
---|
Эффективные даты начала/конца | 22/03/19 → 15/12/19 |
---|