Автор обосновывает необходимость формирования редакторских компетенций при подготовке бакалавров по рекламе и СО, апеллируя к документной базе (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, рабочая программа учебной дисциплины), рыночной конъюнктуре (профессиональный конкурс, высокие требования со стороны потребителей к качеству медиакоммуникаций), кадровой и методологической обеспеченности преподавания редактирования, учитывающего специфику прикладных коммуникаций, в СПбГУ.
Дисциплина «Редактирование в рекламной и PR-деятельности» не попала в наши учебные планы подготовки бакалавров по рекламе и СО 2020-го и 2021-го годов. Попробуем предпринять еще одну попытку обосновать целесообразность и даже необходимость включения редактирования как общегуманитарной и узкопрофессиональной дисциплины в учебный план.
Наши аргументы: первый – содержание образовательного стандарта, второй – тенденции развития рынка коммуникационных услуг (и его ожидания), третий – обеспеченность кадрами.
13 июля 2021 года ВЦИОМ провел опрос россиян об отношении к корпоративным медиа.
Главное, что формируется в рамках данной дисциплины, – это умение и навык авторедактирования, или способность критически посмотреть на собственное произведение в парадигме ожидаемой нормы, правильного образца; критическая рефлексия, опирающаяся на строгие (для прикладных коммуникаций) алгоритмы редакторского анализа текста (именно алгоритмы являются защитой от субъективности и вкусовщины).
Есть уникальные, свойственные именно прикладным коммуникациям текстовые формы, понимание принципов работы с которыми требует профессиональной подготовки именно по нашему образовательному направлению (например, миссия компании как объект редакторского внимания).
Мы, специалисты по прикладным коммуникациям, тоже стоим на плечах гигантов, но теория и практика литературного редактирования в журналистике требует серьезной адаптации при работе с рекламными и PR-текстами.